Что происходит с аптечным звеном и чего ожидать в ближайшем будущем? Часть экспертов считает, что фармрозница станет «рынком гигантов». Другие уверены — у средних и малых аптечных сетей есть серьезные перспективы и именно они являются опорой дистрибуции и производства.
Когда-то национальный фармрынок был рынком дистрибутора, немногим позднее стал рынком производителя, а сегодня мы наблюдаем уже рынок аптечных сетей, замечает Юрий Крестинский, директор Института развития общественного здравоохранения. По степени концентрации последние вот-вот догонят оптовиков. Раньше подобный сценарий казался чем-то из области фантастики, но меняется ландшафт, меняются ожидания, меняются правила игры. Крупные аптечные сети диктуют оптовикам свои условия и определяя спрос, влияют на продуктовые портфели производителей.
С данной точкой зрения согласны не все участники конференции. Скорее, фармацевтическая розница заняла полноправное место в общей структуре лекарственного обращения, убежден Вадим Тупяков, операционный директор аптечной сети «Максавит и 36,7». И приводит веский аргумент о взаимосвязи всех звеньев отрасли: «Мы сильно зависим от дистрибуторов, и производитель также определяет многое».
В то же время на долю «первой десятки» крупнейших аптечных сетей приходится уже более 50% розничных продаж на фармрынке. А компании с собственными торговыми марками уже могут рассматриваться как субпроизводители. Здесь возникает вопрос: остаются ли шансы у сужающегося сегмента малых сетей и независимых аптек? Ответ дал Владимир Малинников, генеральный директор «Зелдис Фарма»: «Пусть нам и показывают рост ТОП-10, у региональных сетей остается хорошая «подушка безопасности». Они будут жить. И будут чувствовать себя гораздо лучше».
Несмотря на все трудности, ответ будет все же положительным, уверена Виктория Преснякова, исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек». Да, сейчас на наших глазах происходит трансформация фармацевтического рынка, основные элементы которой — курс на прозрачность и изменение принципов налогообложения. Практически все аптечные сети сегодня закрывают нерентабельные адреса фармдеятельности в удаленных и труднодоступных районах. Рост количества аптечных учреждений все еще «имеет место быть», и у этой тенденции уже виден горизонт, за которым четко просматривается перспектива дальнейшего сокращения численности.
Однако, как предполагает эксперт, не за горами и положительные перемены.
Во-первых, маркетплейсы с большой вероятностью «получат правила», регламентация их деятельности приобретет столь необходимую четкость.
Во-вторых, инициатива о передвижных аптеках может быть претворена в жизнь. Еще одним важным событием может стать развитие отраслевых объединений: в июне этого года глава государства поручил кабинету министров изучить вопрос и представить предложения по совершенствованию института саморегулирования в области медицинской и фармацевтической деятельности.
«Мы боремся за то, чтобы у аптек было больше возможностей, — подчеркивает Преснякова. — Да, сейчас я не могу порадовать коллег прогнозом о том, что фармрынок будет спокойным, нестрессовым и устойчивым. Но у малых и средних предприятий есть будущее, и это будущее мы должны построить вместе».
Здесь важен также вопрос о месте аптечного звена в системе здравоохранения. Четкое определение статуса фармрозницы необходимо для ее дальнейшего развития и соответствует запросам пациента.
Разговор о том, чтобы вернуть фармацевтическую помощь здравоохранению, идет уже очень давно. Необходимость данного шага, казалось бы, наглядно подтверждена пиками ковидной пандемии, в деталях обрисовавшей все значение профессий врача и провизора, фельдшера и фармацевта. Но даже в ходе профильной отраслевой конференции наболевший вопрос, может ли аптека относиться к сфере торговли, вдруг стал предметом горячей дискуссии.
«К аптекам как к социальным объектам сейчас не относятся ни владельцы, ни сотрудники, — заключил Юрий Крестинский. — Если лет двадцать назад они еще считали себя здравоохранением, то сегодня точка зрения уже иная».
«И им это не нравится!» — возразила Виктория Преснякова.
В ответ прозвучал призыв задуматься над вопросом: «А будет ли нормальная философия лекобеспечения?»
Возражение оказалось не менее лаконичным: «Люди приходят в аптеку как в систему здравоохранения. Они ищут помощи». Особенно четко это видно в экстренных ситуациях.
Среди населения до сих пор преобладает отношение к аптеке как к части сферы, связанной со здоровьем. Но сама отрасль уже воспринимает себя как торговую, а общество — как элемент системы здравоохранения, уверен Крестинский.
Не вся отрасль, а только те владельцы аптек, которые не получали профильного фармацевтического образования, уточнила Преснякова. Если говорить о малых и средних аптечных организациях (включая сети регионального масштаба), то они считают себя неотъемлемой составляющей здравоохранения.
Признание социальной миссии аптеки открывает возможности ее поддержки, государственным преференциям, и тем самым повышает доступность лекарственной помощи.
Сегодня аптечное сообщество опасается роста налоговой нагрузки в силу того, что применяющие УСН организации совсем скоро станут плательщиками НДС. Прогнозы экспертов фармотрасли трудно назвать оптимистичными: предполагается, что в грядущем 2025 г. увеличение обязательных платежей станет кратным. К тому же аптекам придется перестраивать свои внутренние системы бухгалтерского учета, а эта задача является достаточно трудной.
Сообщается, что уже сегодня многие небольшие предприятия решили временно закрыть свои аптечные точки, чтобы не перешагнуть рубеж в 60 млн. рублей годового дохода и благодаря этому сохранить право работать без НДС. Возможно, налоговые льготы для фармации могли бы предотвратить столь отчаянный шаг. Или, по крайней мере, минимизировать его последствия,сделать адаптацию после «паузы» максимально безболезненной для фармации и пациента.
В условиях изменения структуры налоговых платежей вероятен сценарий дальнейшего усиления «гигантов фармрынка» — вплоть до той степени, которую мы уже много лет наблюдаем в продуктовом ритейле. Склонить чашу весов в сторону аптечных сетей способна и позиция дистрибуторов. Мнение о том, что для поставщика размер имеет определяющее значение, прозвучало в ходе конференции, однако не встретило поддержки в самом оптовом сегменте.
Центральное звено лекарственного обращения практически единогласно отметило необходимость диверсификации клиентского портфеля. Иными словами, не стоит складывать абсолютно все в одну корзину.
У крупных сетей положение тоже не так безоблачно, как может показаться, подчеркивает Сергей Еськин, директор по развитию «ФК Пульс». Есть видимость, а есть бухгалтерский баланс, в котором могут наблюдаться отрицательные величины. Чем больше компания, тем значительнее риски.
С масштабными организациями работать во многом проще, констатирует Рамал Гадиров, вице-президент по продажам и маркетингу «Велфарм». Но простота процесса — всего лишь одна из характеристик. Есть и другие, например, безопасность и экономическая эффективность. А поскольку риски исключить нельзя, поставки следует диверсифицировать.
При начале сотрудничества с любой аптечной сетью сначала оценивается ее стабильность. Грамотно выверенная структура взаимодействий позволяет минимизировать потерю дебиторской задолженности, поскольку благодаря выбранному подходу список клиентов не ограничивается одной-единственной компанией (пусть даже наиболее крупной). Если в структуре продаж филиала федеральные сети занимают больше 60-70%, это уже тревожный звонок. Ведь даже страхование — не всегда гарантия возврата.
С тем, что значение платежной дисциплины сегодня является определяющим, участники дискуссии согласились единодушно.
Еще несколько тенденций в отрасли тоже вряд ли связаны с происходящим укрупнением. Как считает Рамал Гадиров, среди определяющих трендов сегодня — органический рост и рост ассортимента. Иными словами, и аптечных точек на карте нашей страны, и наименований лекарственных препаратов становится больше. Правда, указанные процессы сопровождаются продолжающейся инфляцией, и она тоже оказывает свое влияние на развитие фармрынка.
«Последствия ковида еще долго будут о себе напоминать», — предупреждает Сергей Еськин. Ковидным «эхом» является, в частности, рост распространенности хронических заболеваний, и он влечет за собой повышение объемов потребления лекарственных препаратов, причем, достаточно ощутимое.
В условиях новой турбулентности нельзя переоценить роль планирования и прогнозирования — тех действий, с которых начинается управление любой организацией в любой отрасли.
«“Черных лебедей”, которые нас ждут, мы еще не знаем. Но 2020 год научил держать запас — и нервной системы, и экономической системы, и кадровой системы», — с долей горькой иронии замечает Константин Тиунов, коммерческий директор аптечной сети «Юнифарма».
Некоторые риски, а точнее, последствия их реализации, видны уже сейчас. В следующем году на фармрынке вероятна серия банкротств. И основными факторами здесь выступают размеры ключевой ставки и уровень инфляции. Впрочем, прогнозы даются именно затем, чтобы неблагоприятные события можно было предотвратить. В любой внешней среде роль стратегического подхода никто не отменял.
По материалам XV Фармацевтической конференции «Зеленый Крест»
Источники:
Крестинский Юрий Александрович, основатель и председатель правления Группы компаний «Бионика»; директор Института развития общественного здравоохранения
Тупяков Вадим Николаевич, операционный директор аптечной сети «Максавит и 36,7»
Преснякова Виктория Валентиновна, директор саморегулируемой организации Ассоциация независимых аптек (АСНА), глава Альянса фармацевтических ассоциаций, кандидат фармацевтических наук
Еськин Сергей Михайлович, директор по развитию «ФК Пульс»
Тиунов Константин Александрович, коммерческий директор аптечной сети «Юнифарма»
Малинников Владимир Валерьянович, генеральный директор «Зелдис Фарма»