Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.
Принадлежность фармрозницы к системе здравоохранения очевидна на практике, но не определена де-юре. Аптека имеет все характеристики учреждения здравоохранения, где в отличии от платных услуг медцентров, предоставляются платные услуги лекарственного обеспечения. Требования, предъявляемые к фармрознице, особые и к торговле не относятся — условия хранения и отпуска лекарств регулируются органами здравоохранения. Фармконтроль и проверки осуществляет Росздравнадзор — служба системы здравоохранения. Лекарственное обеспечение является неотъемлемой частью лечебного процесса. И наконец, сама лицензия на осуществление фармдеятельности выдается органами здравоохранения.
Устранить противоречия в статусе аптеки предложил Минздрав, но вопрос так и остается открытым.
Как отметил специальный гость фармацевтического форума, глава думского комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев, «торговый» код ОКВЭД 47.73, приписанный на сегодня к работе аптечных организаций, оказался неожиданным даже для ряда депутатов. По всей видимости, такой подход не может восприниматься органично, ведь он идет вразрез с самим содержанием фармдеятельности.
Поэтому Госдума ведет диалог с Минэкономразвития, поскольку внесение корректив в классификатор ОКВЭД находится в компетенции именно этого министерства. С предложением уточнить статус аптеки в данном документе руководитель комитета ГД по охране здоровья обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову еще 29 февраля 2024 года.
Любопытно, что проект названных изменений был разработан Минздравом еще прошлой весной и уже тогда содержал детальный правовой анализ роли аптеки в сбережении и укреплении здоровья нации.
В ответ на депутатский запрос Минэкономразвития сообщил, что видит необходимость в доработке полученных предложений согласно правилам стандартизации ПР 50.1.024-2005. Доработка была выполнена, и диалог продолжается, пусть пока и не сформулировано единое решение.
Стоит напомнить всего о нескольких требованиях, четко отграничивающих фармацию от торговой деятельности:
И еще один важный момент: лекарственные препараты являются особым видом продукции, правильное состояние которой необходимо гарантировать и проверять на каждом этапе обращения — от завода до аптеки.
Инициатива об уточнении кода ОКВЭД для фармдеятельности аптечных организаций исключительно важна, особенно в сегодняшней обстановке,
В ходе форума парламент озвучил еще одно предложение: нужно восстановить аптечное управление в структуре Минздрава. Ведь сегодня фармация оказалась в «промежуточном состоянии» не только с точки зрения статуса, но и с точки зрения регулирования. Да, Правила надлежащей аптечной практики и правила рецептурного отпуска изданы именно министерством здравоохранения, но из-за двойственного определения места аптеки среди отраслей национальной экономики регламентация фармдеятельности получилась тоже «мозаичной»: регуляторов несколько, а не один. И передать отрасль в руки единого ведомства профессиональное сообщество просит уже давно.
Например, еще в 2022 году Ассоциация «СоюзФарма» обращалась в Минэкономразвития с предложением создать в системе органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств профильный «аптечный департамент». Такой, который целенаправленно будет регламентировать аптечную отрасль, определять направления и показатели ее развития, учитывать все возможные риски не только в льготном, но и в коммерческом отпуске лекарств.
Необходимость определить для аптеки код ОКВЭД именно в сфере здравоохранения, но никак не за ее пределами, поддержали и Минздрав, и Госдума, и даже общероссийская организация малых и средних предприятий «ОПОРА России». Ее глава Александр Калинин обращался в Минэкономразвития также в феврале 2024 года и особо подчеркнул, что региональные меры поддержки для социально значимых, но пострадавших в ковидный период отраслей основываются именно на упомянутом классификаторе.
Из-за этого даже сельские аптеки в начале 2020-х были приравнены к торговле и необходимой помощи не получили. Для некоторых это оказалось равносильно закрытию. Начиная с 2020 года небольших аптечных организаций (как независимых индивидуальных аптек, так и некрупных сетей) действительно становится все меньше.
Что ж, региональные инструменты экономической поддержки действительно стоит рассматривать не как исключения или послабления, а как жизненную необходимость. «Речь идет не о льготах, мы говорим о праве», — убеждена глава «СоюзФармы» Мария Литвинова. Это обусловлено самим содержанием закона «Об основах охраны здоровья...» — ключевого нормативного акта для национального здравоохранения. Согласно данному ФЗ, именно к системе здравоохранения относятся современные аптечные организации. Но из-за «непрофильных» цифр ОКВЭД в периоды пиков ковидной пандемии аптеки вынуждены были писать детальные письменные разъяснения.
По материалам форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров»
Источники:
Башанкаев Бадма Николаевич, председатель Комитета по охране здоровья Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации
Литвинова Мария Витальевна, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»