Специализированные мероприятия:

Аптекамос: интернет должен быть достоверным

Аптекамос: интернет должен быть достоверным
04 апреля 2018

В обсуждении вопросов онлайн-торговли лекарств на бизнес-бранче "E-pharma & New Retail: что ждет фармотрасль России в 2018 году" принял участие Василий Лактионов, IT-директор компании АСофт XXI, разработчика и владельца интернет-агрегатора AptekaMos.ru.

Совместное обсуждение государственными и профессиональными структурами продажи лекарств онлайн и в продуктовом ритейле нужно было начинать в прошлом году. Хорошо, что сейчас такое обсуждение все же состоялось. Остается не понятным, почему ни одна из сторон не выступила с такой инициативой раньше. В итоге, как обычно, получился диалог слепого с глухим. Государственные структуры, наблюдая за тем, как их коллеги из профессиональной сферы не могут прийти к единому мнению по обозначенным вопросам, берут инициативу в свои руки и продолжают разрабатывать противоречивые законы. Как это часто бывает, получаются нормативы, которые не содержат конкретики и не решают поставленных задач.

Одним из основных понятий в здравоохранении является доступность лекарств для населения. Можно долго обсуждать, что аптек вокруг и так много и поэтому онлайн покупка и доставка лекарств не нужна. Но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Например, мамы с колясками просто не зайдут в некоторые аптеки, т.к. нет заезда (только ступеньки) или он не очищен от снега или льда. Инвалидам, лишенным возможности передвигаться самостоятельно, родственники могли бы купить лекарства онлайн и тут же заказать доставку на дом. Работающим людям удобно заказать лекарства в офис. Оглянитесь вокруг – таких примеров много. С нашей точки зрения, продажа лекарств онлайн с доставкой – услуга, нужная населению. Это подтверждают и опросы населения ("Московские аптеки" №10/2017). Не нужно сопротивляться полезным нововведениям.

Говорить сейчас необходимо не о том, как запретить покупки лекарств онлайн и их доставку, а как цивилизованно организовать процесс предоставления этих услуг. Существует мнение, что доставку лекарств должны осуществлять специалисты с фармацевтическим образованием. Но вдумайтесь, часто ли вы спрашиваете наличие диплома о техническом образовании у курьера, который привез вам смартфон? Каждый должен делать свое дело. Задача фармацевта – давать покупателю качественную и объективную консультацию перед покупкой лекарств. Задача курьера – привезти лекарства в оговоренный с покупателем срок и с соблюдением правил транспортировки.

Необходимость торговли лекарствами в магазинах с позиции потребителей сложно оценить. Возможно, кому-то будет удобно купить продукты и лекарства в одном месте. В магазине не должно быть неконтролируемых развалов лекарств, как пряностей на восточном рынке. Здесь все также должно быть цивилизованно. У аптеки, торгующей на территории магазина, должна быть лицензия. За первым столом должны стоять квалифицированные фармацевты. Нужно соблюдать нормы хранения лекарств. При этом наличие одной кассы для оплаты продуктов и лекарств – небольшой плюс покупателям.

Отдельный вопрос – организация покупок лекарств в Интернете. Глава управления контроля торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев скептически относится к интернет-агрегаторам лекарств и считает, что аптеки сами должны заниматься онлайн продажами в рамках их собственных сайтов. Опасность, по его мнению, заключается в том, что интернет-агрегаторы могут лоббировать интересы аптек. Тогда надо пояснить, что в настоящее время "чистых" интернет-агрегаторов, не лоббирующих интересы определенной группы аптек, мало. Крупный дистрибьютор, заинтересованный реализацией своего товара через работающие с ним аптеки, использует свой ресурс, выглядящий, как интернет-агрегатор. Аптечная сеть или объединение сетей по тем же причинам открывает свой сайт. В этих случаях можно говорить о лоббировании интересов отдельных участников фармацевтического рынка.

Сформулируем основные принципы интернет-агрегаторов лекарств: достоверность (инструкций, информации о наличии и ценах на лекарства) и непредвзятость (равные условия для аптек). И здесь уместно информировать покупателя об этой самой непредвзятости – обязать на главной странице указывать реального хозяина интерент-агрегатора. А покупатель сам разберется, с кем ему удобнее и выгоднее.

Важная задача, которая встанет перед интернет-агрегаторами лекарств в связи с онлайн покупками – предоставить качественную консультацию фармацевта. Одним из немногих интернет-агрегаторов лекарств, соответствующих этим принципам, является сайт AptekaMos.ru компании АСофт XXI. Инструкции на сайт добавляют провизоры с большим опытом работы в сфере фармацевтической информации и только при наличии соответствующих регистрационных документов. Отзывы на сайте AptekaMos.ru и собственная телефонная справочная служба компании позволяют собирать информацию о недостоверных данных (лекарства нет в наличии или аптека передала неверную цену). Все поступившие сигналы проверяются специалистами компании и недостоверные данные удаляются с сайта. На AptekaMos.ru реализована математическая модель оценки достоверности данных, дающая пользователю дополнительную информацию при принятии решения о покупке. Равные условия для аптек на обеспечиваются отсутствием первоначальной сортировки данных при просмотре информации о ценах на лекарства. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно задать критерии отображения информации: поближе, подешевле, рядом с метро. В отличие от всех известных поисковиков AptekaMos.ru не занимается продажей позиций в результатах поиска. Наконец, задачу предоставления качественной консультации успешно решает собственная справочная служба компании, все операторы которой имеют фармацевтическое образование и многолетний опыт работы на городской Справке о наличии лекарств.

В заключении отметим, что с принятием закона об онлайн покупках лекарств борьба за покупателя перейдет в интернет. И тут возникает закономерный вопрос, который можно адресовать ФАС: как будут обеспечиваться конкурентные, равные условия для интернет-агрегаторов лекарств? Уже сейчас крупные поисковые системы, например, Яндекс, имеют развитый бизнес в сфере онлайн продаж (Яндекс.Маркет). Где гарантии того, что, заполучив лакомый кусок в виде возможности осуществлять онлайн продажи лекарств, такие системы будут объективно ранжировать результаты поиска? Кроме того, уже сейчас прослеживается тенденция недостоверности предоставления информации, например, по запросу препарата "Рузам" от 2 марта 2018 г. Яндекс.Маркетом было объявлено о его наличии в 24 местах. При открытии информации в списке мест, где он должен был быть, препарат не был найден. Тем же грешили и сайты некоторых аптечных агрегаторов, объявляя о наличии препарата, что при обзвоне аптек оказывалось не правдой. С лоббированием интересов, конечно, можно и побороться, но то, что предоставляемая в Интернете информация должна быть достоверной необходимо закрепить законодательно.

Все статьи и новости АптекаМос >>