За 9 месяцев 2009 г. через российские аптеки было реализовано БАД на общую сумму ~ 9 млрд руб. (здесь и далее все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки).
Стоимостный объем продаж демонстрирует незначительный прирост (+11%), который во многом обусловлен снижением курса рубля к доллару и евро и, как следствие, ростом цен на БАД импортного производства. В целом же спрос на БАД снизился, о чем свидетельствует уменьшение количества реализуемых через аптеки упаковок БАД на ~ 4,5%.
В сравнении с аналогичными периодами 2008 г., снижение натурального объема продаж БАД в трех прошедших кварталах 2009 г. было неравномерным. Если в I кв. 2009 г. аптечный рынок БАД демонстрировал пусть незначительный (+5%), но прирост, то уже во II кв. продажи снизились на 9%, а в третьем – уже на 11%.
Компания ЗАО «Эвалар» сохранила лидирующую позицию в рейтинге производителей БАД – табл. 1. Отрыв этой компании от ближайшего конкурента – ОАО «Диод» – очень значителен – более 15%. Компания ООО «Фармстандарт» значительно укрепила свою позицию в рейтинге, поднявшись с 33-го на 20-е место, что стало возможным благодаря успешным продажам БАД из серии Компливит – Компливит антистресс, Компливит диабет, Компливит железо, Компливит магний и Компливит селен.
Табл. 1 ТОР-20 фирм-производителей БАД в январе – сентябре 2009 г., % руб.
Место в 2009 г. |
Место в 2008 г. |
Фирма-производитель |
% от общего объема продаж БАД, руб. |
Прирост к янв. – сент. 2009 г., % |
1 |
1 |
ЭВАЛАР ЗАО |
22,9 |
9,0 |
2 |
2 |
ДИОД ОАО |
6,3 |
–10,8 |
3 |
3 |
АКВИОН ЗАО |
4,2 |
25,0 |
4 |
4 |
FERROSAN AG |
3,4 |
13,3 |
5 |
6 |
PHARMA-MED INC |
2,9 |
27,5 |
6 |
5 |
NATUR PRODUKT |
2,8 |
18,3 |
7 |
9 |
ВИС ООО (ЭКСЛЮЗ. ДИСТР. РИА ПАНДА ООО) |
2,4 |
30,7 |
8 |
7 |
ЭКОМИР ЗАО |
2,0 |
0,1 |
9 |
8 |
NYCOMED |
1,6 |
–17,1 |
10 |
13 |
ФАРМ-ПРО ТД ООО |
1,6 |
24,4 |
11 |
12 |
БИОМЕДИНВЕСТ |
1,4 |
8,6 |
12 |
17 |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
1,4 |
45,3 |
13 |
10 |
NEWMAN NUTRIENTS AG |
1,4 |
–25,5 |
14 |
14 |
LABORATORIES INNEOV |
1,3 |
5,4 |
15 |
11 |
ФОРА-ФАРМ ООО |
1,1 |
–23,6 |
16 |
19 |
KRKA |
1,1 |
32,3 |
17 |
15 |
СТИ-МЕДС СОРБ ОАО (ПОСТАВЩИК ЛЕКСИРЪ) |
1,0 |
–16,9 |
18 |
24 |
КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО |
0,9 |
49,3 |
19 |
20 |
БИОКОР ООО |
0,9 |
36,6 |
20 |
33 |
ФАРМСТАНДАРТ ООО |
0,9 |
80,7 |
Источник: DSM Group |
Среди брендов лидирует линейка препаратов для похудения и очищения организма от компании «Эвалар» – Турбослим – табл. 2. На втором месте – серия витаминно-минеральных комплексов Алфавит, на третьем – Капилар, переместившийся со 2-го места.
Табл. 2 ТОР-10 общероссийских аптечных продаж брендов БАД в январе – сентябре 2009 г., % руб.
Место в 2009 г. |
Место в 2008 г. |
Бренд |
Фирма-производитель |
% от общего объема продаж БАД, руб. |
Прирост к янв. – сент. 2009 г. |
1 |
1 |
ТУРБОСЛИМ |
ЭВАЛАР ЗАО |
6,4 |
–9,4 |
2 |
4 |
АЛФАВИТ |
АКВИОН ЗАО |
2,8 |
–24,8 |
3 |
2 |
КАПИЛАР |
ДИОД ОАО |
2,5 |
–9,7 |
4 |
7 |
ГЕМАТОГЕН |
РАЗНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ |
2,4 |
18,9 |
5 |
3 |
ОВЕСОЛ |
ЭВАЛАР ЗАО |
2,3 |
–14,8 |
6 |
6 |
ЧЕРНИКА-ФОРТЕ |
ЭВАЛАР ЗАО |
2,2 |
–0,2 |
7 |
5 |
ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР |
ЭВАЛАР ЗАО |
1,9 |
19,3 |
8 |
12 |
ИНДИНОЛ |
БИОМЕДИНВЕСТ/МИРАКСФАРМА ЗАО |
1,8 |
–50,1 |
9 |
20 |
СЕАЛЕКС ФОРТЕ |
ВИС ООО (ЭКСЛЮЗ. ДИСТР. РИА ПАНДА ООО) |
1,6 |
–20,9 |
10 |
23 |
ПУСТЫРНИК |
РАЗНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ |
1,6 |
–5,2 |
Источник: DSM Group |