Никоретте, Микролакс, Тизин
18.01.2025 04:46
18+

Аптечный ассортимент сократился, появилась дефектура

Аптечный ассортимент сократился, появилась дефектура фото

О переменах на аптечном рынке рассказывает заведующая аптечным пунктом «Наила-П» Римма Борисовна Ямашкина.

Прошло около пяти лет после нашего первого знакомства с аптекой «Наила-П», работающей в Москве в районе Бирюлево Западное. За это время произошли серьезные изменения в экономике страны. С допандемийного 2019 года рынок фармрозницы вырос почти на 60%.

Фармрозница укрупнилась за счет слияния с крупными игроками средних и малых аптечных сетей, некоторые отдельные аптеки и аптечные сети закрылись. Бурное развитие продемонстрировал e-com. Была введена система обязательной маркировки фармацевтической продукции, произошли изменения и в системе контрольно-надзорной деятельности.

Аптека, контроль над которой стал жестче, до сих пор не сменила статус на учреждение здравоохранения и не получила никаких преференций от государства, что в настоящих условиях значительно «подкосило» экономическую базу фармрозницы.

Римма Борисовна, что изменилось в работе Вашего предприятия за прошедшие годы?

К сожалению, произошли изменения, на которые мы повлиять никак не могли, но они напрямую затронули нашу работу. И позитивными эти изменения не назовешь. Нам стало очень тяжело выживать, мы платим огромные суммы за аренду. Достаточно сказать, что если раньше мы были аптекой, то теперь стали аптечным пунктом.

Сейчас все увлеклись оптимизацией в здравоохранении и в законодательной базе. Не всегда это приводит к хорошим результатам. Например, мы уже больше месяца не можем получить физраствор. А обычную соль с пихтой, которая раньше всегда была в аптечном ассортименте теперь с огромным трудом приходится искать у поставщиков. Даже необходимые препараты, которые есть в наличии у дистрибуторов, по несколько дней не поступают в аптеку из-за технических ошибок, и нашим клиентам приходится ждать.

Раньше мы могли брали на реализацию препараты у дистрибуторов с отсрочкой платежа на срок до двух недель, теперь же в долг никто не отпускает. Поэтому наш аптечный ассортимент стал значительно меньше — раньше был товарный запас, а сейчас это не выгодно.

Также хочу отметить, что и у дистрибуторов почти в 2 раза сократился ассортимент из-за дефектуры. В результате мы были вынуждены сузить нашу торговую площадь и значительную ее часть отдать под пункт выдачи заказов Wildberries.

Наила

Что у вас сейчас в топе продаж?

В основном это препараты для лечения хронических заболеваний — лекарства для нормализации давления, обезболивающие, противовирусные и противопростудные, антигистаминные средства. Вся парафармацевтика практически ушла из нашей аптеки: у нас нет прокладок, игрушек, товаров для детей. Даже если бы мы заказывали данную продукцию у поставщиков, для населения это было бы невыгодно, так как сейчас все эти товары дешевле купить на маркетплейсах. Конечно, бывают ситуации, когда срочно нужны, к примеру, памперсы, и мы все же держим минимальный ассортимент.

Поначалу пытались заниматься интернет-заказами, но потом решили отказаться от данной услуги. Мы расположены в спальном районе, вдалеке от основной дороги. Поэтому сейчас мы нацелены только на жителей района.

Отечественные препараты сегодня более востребованы, чем импортные?

Если говорить о нашей аптеке, то нет. Конечно, многие препараты исчезли, люди знают об этом и стараются подобрать приемлемый вариант — ищут аналоги или покупают лекарства за рубежом. Многие иностранные фармкомпании ушли с нашего рынка, но ведь заводы остались. И препараты продолжают выпускаться, только уже с другим наименованием. Люди в нынешней ситуации стали задумываться о цене и часто просят заменить выписанный препарат на более бюджетный.

Как аптеке удается выжить в таких непростых условиях?

Люди знают нас много лет, доверяют, как и прежде, идут за помощью и советом. Дети, которые когда-то были маленькими, выросли, и приходят к нам уже со своими детьми. Как и прежде один из наших плюсов — это грамотные фармконсультации, за которыми все эти годы люди приходят в аптеку. А одинокие часто заходят даже просто поговорить, им важно общение. Конечно, конкуренция сейчас большая, молодые посетители уходят в аптечные сети и на маркетплейсы, но пожилые неизменно остаются с нами.

Сколько специалистов сейчас работают у вас?

Помимо меня трудится еще один провизор, иногда нас может заменить и наш генеральный директор — он по образованию врач, поэтому также может отпустить препараты.

Мы были бы рады новым сотрудникам, но вопрос кадров на данный момент стоит очень остро. Молодежи в небольших аптеках, как наша, не интересно, им нужно развитие и движение. А опытных пенсионеров, оставшихся в профессии, мало, благодаря все той же пресловутой оптимизации. Старые кадры уходят, а новые приходят неподготовленными.

Не способствуют решению кадровой проблемы и новые правила сертификации и аккредитации медицинских и фармацевтических работников. В частности, на мой взгляд, сертификаты должны автоматически выдаваться всем студентам и выпускникам фармвузов с тем, чтобы они могли сразу начать осуществлять свою профессиональную деятельность. Кроме того, отсутствие сертификата не должно мешать возвращаться в профессию тем специалистам, которые по различным причинам были вынуждены на время покинуть отрасль.

Раньше, в советское время, была очень сильная школа, и специалисты получали серьезные знания. Теперь я заметила, что, выпускники 2005-2006 годов, например, не разбираются в старой рецептуре. Профильные вузы и училища не увеличивают выпуск специалистов, а многие их выпускники не идут работать в аптеку уходят в фармкомпании.

Конечно, к нам время от времени приходят на работу молодые специалисты, но только лишь для того, чтобы получить практический опыт и знания. Когда в нашу аптеку заходят родители с потенциальными абитуриентами, я всегда агитирую их поступать в фармвуз. Ведь наша профессия имеет очень широкий спектр — от пищевой и химической промышленности до медицины, не говоря уже о пользе полученных знаний для себя и своей семьи.

С молодыми врачами сейчас тоже проблематично. Зачастую к нам приходят посетители из поликлиник, имея на руках одни и те же распечатки с назначениями — хорошо, если подчеркнуто, что нужно принимать, а иногда даже не делается акцент. Бывают случаи, когда в списке перечислены аналоги и нужно выбрать один препарат, а люди думают, что это полный список препаратов и начинают покупать все подряд. Была даже ситуация, когда мы пытались разъяснить одной посетительнице, что у нее выписано три вида одних и тех же глазных капель, но под разными наименованиями. Однако она настояла на своем и купила все препараты по списку. Переубедить ее было невозможно. Как мы часто замечаем, врачи за установленными инструкциями не видят пациента.

Что думаете об электронных рецептах?

С рецептами все тоже не столь гладко. Люди, годами принимающие одни и те же препараты, вынуждены постоянно обращаться к врачу за новым рецептом и каждый месяц идти в поликлинику. Но к некоторым узким специалистам попасть не так просто и приема приходится ожидать до 10 дней, а то и месяц. Мы же знаем больше половины района и наизусть помним, что принимает каждый из них. Для чего в этом случае им постоянно посещать поликлинику?

С электронными рецептами мы работать сможем, только судя по тому, как справляются с бесплатными рецептами, ситуация непростая. Программы работают плохо, и этим тоже нужно заниматься. Работу нужно налаживать как в аптеках, так и в поликлиниках.

Есть ли проблемы с маркировкой?

Программа «Честный знак» у нас работает, но, тем не менее, иногда все-таки «подвисает». Бывают случаи, когда препараты не проходят по программе, и мы вынуждены отказывать посетителям. Раньше мы отпускали препарат просто по штрих-коду и, по моему мнению, этого было достаточно. Введение «Честного знака» нужно, скорее, для экономических отчетов, или посетителям, для которых важна проверка в приложении. Но проверяют ведь за редким исключением. Люди даже выбрасывают чеки, которые мы рекомендуем брать, а ведь по штрих-коду они также могут проверить свои лекарства.

Проверка качества в системе «Честный знак» интересует в основном молодых посетителей. У пожилых есть проблемы с освоением интернета.

Если говорить о «Честном знаке», да, программа должна исключать контрафакт и фальсификаты, но если какой-то завод выпускает некачественный товар, как это можно исключить маркировкой?

Наила аптека

Нужен ли сервис интернет-заказов с возможностью доставки на дом?

К доставке безрецептурных препаратов отношусь положительно, но следует понимать, что, откуда и кем это будет доставлено. Иногда слышу от посетителей, что продукция, заказанная на маркетплейсах, оказывается некачественной. Меня удивляют социальные работники, приходящие в аптеку с целыми списками препаратов для пожилого не мобильного человека – ведь можно все заказать с доставкой на дом, что гораздо удобнее.

Заметила, что пожилые люди привыкли все покупать по старинке, им важно самим прийти в аптеку, посмотреть, пообщаться, как говорится, «потрогать руками».

Часто приходится сталкиваться с самолечением?

Мы много общаемся с посетителями. Сейчас люди начали интересоваться препаратами, которые принимают, читают о них, спрашивают, например, можно ли делить таблетку на несколько частей, как правильно это делать, как совмещать с другими препаратами. Часто в поликлиниках врачи не объясняют, как принимать препараты, о совместимости лекарств не предупреждают. Все это должны разъяснять мы, аптечные работники.

Недавно был принят закон о возрождении производственных аптек. Как Вы относитесь к этому?

Я отношусь к этому очень положительно. Единственный минус, который когда-то вменяли в вину производственным аптекам — это якобы не полное соблюдение санитарной гигиены. Сидят фармацевты, своими руками делают свечи... Но заметьте, проблем никогда не возникало. Производственные аптеки работают и сейчас, но их очень мало.

По моему мнению, такие аптеки нужны в каждом районе, и наши посетители часто интересуются данным вопросом, вспоминают советскую медицину — настойки, микстуры. Популярностью пользовались и препараты для грудничков — успокоительные, лекарства от кашля, глазные капли. В то время специалисты работали с прописями, проверенными годами. И эти прописи работают до сих пор. Знаю, что многие заводы сохранили данную рецептуру.

Аптечное производство было индивидуальным, и это невероятно ценно. Так что на сегодняшний день вопрос весьма актуален, возрождать производство нужно,  как при аптеках, так и в больницах.

Ваши пожелания на будущее?

Хотелось бы, чтобы небольшим аптекам уделялось больше внимания. Ведь мы много лет честно трудимся, каждый день делимся накопленным опытом и знаниями с посетителями, стараясь сохранить их здоровье на долгие годы.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"