Венотонизирующие препараты (венотоники, флеботоники) — группа препаратов природного или синтетического происхождения различных классов, обладающие способностью повышать тонус вен, улучшать крово– и лимфоотток от нижних конечностей, снижать проницаемость капилляров, улучшать микроциркуляцию.
Основным показанием к применению венотоников является наличие симптомов хронической венозной недостаточности. Данное заболевание является одной из самых распространенных патологий периферических сосудов. Среди трудоспособного населения от данного заболевания страдает порядка 40–50%.
В настоящем обзоре рассмотрим венотонизирующие средства: лекарственные препараты, биологически активные добавки и средства лечебной (активной) косметики. Для удобства анализа информации мы разделили весь аптечный ассортимент венотонизирующих средств на препараты системного (таблетки, капсулы, капли и др.) и местного (кремы, мази, гели и др.) действия. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с марта 2012 г. по февраль 2013 г. (МАТ‘12–13) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ‘11–12).
За рассматриваемый период российский рынок венотонизирующих препаратов включает 112 брендов или 184 полных наименования. Стоимостный объем рынка за указанный период (МАТ‘12–13) составил 5,7 млрд руб. (+20,3%), а натуральный — 33,5 млн упаковок (+16,0%).
Рассмотрим рейтинг венотонизирующих средств для системного применения. Первую строчку рейтинга с долей 59,4% занимает бренд Детралекс (Servier). Отрыв его в рейтинге от других игроков сегмента представляется очень существенным. Объем продаж занимающего (с долей 13,1%) вторую строчку рейтинга бренда Флебодиа (Innothera Chouzy) за рассмотренный период оказался ниже продаж лидера в 4,5 раза. На третьем месте — препарат Троксевазин (Actavis Group HF.) с долей продаж в сегменте 9,5%. Для всех наименований TOP-10 системных средств отмечен положительный прирост продаж по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. При этом максимальный прирост продаж (+125%) среди средств системного действия продемонстрировал препарат Венарус от компании ЗАО «Оболенское — Фармацевтическое Предприятие».
Троксевазин корпорации Actavis Group HF. выпускается не только в виде капсул, но и в виде геля для наружного применения. Среди ТОР–10 местных венотонизирующих средств бренд Троксевазин с долей почти 60% занимает лидирующую позицию. На второй строчке рейтинга — бренд Софья (15,1%). Бренд Троксерутин, выпускаемый разными производителями, расположился на третьем месте с долей продаж 8,5%. Для данного бренда отмечен максимальный прирост продаж (+29,8%) среди ТОР–10 местных венотонизирующих средств. Максимальное падение продаж выявлено для препарата Геленвен компании ООО «Фора–Фарм» (–21,5%).
Рынок венотонизирующих препаратов характеризуется высокими показателями прироста, как в стоимостном выражении, так и в упаковках. В сегменте как системных, так и местных средств можно выделить явных лидеров – это бренды Детралекс (Servier) и Троксевазин (Actavis Group HF.). На ТОР–10 брендов среди средств и для приема внутрь, и для местного применения приходится более 90% от емкости сегмента в руб., что позволяет охарактеризовать рынок как трудный для выведения новых продуктов. Учитывая уверенные позиции лидеров сегмента, можно прогнозировать дальнейший рост продаж венотонизирующих препаратов.