Слабительные средства представляют собой группу препаратов, которые нормализуют функцию кишечника при запорах, вызывая более частый и жидкий, чем в норме, стул. В качестве слабительных средств могут использоваться препараты, содержащие в составе неорганические соединения (сульфат магния и др.), масла (вазелиновое, касторовое и др.), растительные компоненты (сенна и др.) и пр.
В данном обзоре рассмотрен российский рынок слабительных средств, включающий как лекарственные средства (в основном из АТС–группы A06 — «Слабительные препараты»), так и биологически активные добавки — БАД (в основном из группы A02А — «БАД со слабительным эффектом»). Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с августа 2012 г. по июль 2013 г. (МАТ‘12–13) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ‘11–12).
На сегодняшний день рынок включает 88 брендов или 218 полных наименований. Стоимостный объем рынка за МАТ‘12–13 составил 4,7 млрд руб. (+13,9%), а натуральный — 49,5 млн упаковок (–1,9%).
Рассмотрим рейтинг слабительных средств в руб. (табл. 1). На первом месте с долей 18,8% расположился бренд Дюфалак (Abbott Healthcare Products B.V.). Второе место занял Фитолакс от компании ЗАО «Эвалар» (доля 14,1%). На третьей строчке — Сенаде (Cipla LTD) с долей продаж в сегменте 10,4%. Максимальный прирост продаж (+72%) среди ТОР–10 продемонстрировал бренд Микролакс (Johnson&Johnson). Наибольшее падение (–11,7%) было выявлено для бренда Дульколакс (Boehringer Ingelheim).
В рейтинге в упаковках лидирующее место занимает БАД Фитолакс (ЗАО «Эвалар») с долей 12,3% (табл. 2). На второй и третьей строчках расположились бренды, выпускаемые разными производителями, — Бисакодил и Касторовое масло с долями продаж 11,4 и 9,8% соответственно. Максимальный прирост продаж (+19,3%) продемонстрировал бренд Глицерин (ОАО «Нижфарм») в форме суппозиториев. Наибольшее падение (–10,7%) отмечено для бренда Вазелиновое масло.
В заключение отметим, что рынок слабительных средств характеризуется положительным приростом в деньгах на фоне снижения продаж в упаковках. При этом падение продаж в упаковках выявлено для 6 брендов из 10 среди ТОР–10 в натуральном выражении, в т.ч. для таких ключевых игроков, как Фитолакс и Бисакодил. В стоимостном рейтинге позиции бренда Дюфалак представляются достаточно уверенными: положительный прирост продаж отмечен как в стоимостном, так и в натуральном выражении, что позволяет предполагать, что данный препарат сможет удержать первое место в рейтинге и в ближайшем будущем. За рассмотренный период на рынок вышли 9 новых брендов, среди которых наиболее успешным можно назвать продвижение препаратов Гуттасил (ОАО «Фармак») и Энема Клин (Nabiqasim Industries).