Под синдромом сухого глаза понимается состояние глаз, возникающее при недостаточном увлажнении внешней поверхности глаза слезной жидкостью. Симптомы этого синдрома – раздражение, ощущение «песка в глазах», жжение, резь.
Сухость глаз считается недугом пожилых людей, однако в последнее время болезнь «молодеет» – современный человек колоссальную часть своего времени проводит перед экраном монитора или телевизора, что пагубно влияет на слезную пленку. Также болезни подвержены носители контактных линз.
В настоящем обзоре рассмотрены препараты для лечения синдрома сухого глаза. Данные представлены в ценах оптовой аптечной закупки за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010–2011 гг.
Рынок средств от сухости глаз не слишком обширен – за рассматриваемый период он включает в себя 19 брендов (28 полных наименований). Лидер рейтинга по объему в рублях – Систейн компании Alcon-Couvreur (21% продаж в руб.). Эта же фирма выпускает Слезу Натуральную, которая стоит на второй строчке рублевого рейтинга, и новый бренд Систейн Ультра, появившийся только в феврале 2011 г. (табл. 1). На третьем месте рублевого рейтинга стоит препарат Визин компании Pfizer, тоже появившийся сравнительно недавно.
Табл. 1 ТОР-10 брендов средств от сухости глаз за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г.
Рейтинг, |
Бренд |
Фирма-производитель |
Объем продаж, |
Прирост [1], |
Доля бренда |
1 |
СИСТЕЙН |
ALCON-COUVREUR |
168,4 |
–2 |
21 |
2 |
СЛЕЗА НАТУРАЛЬНАЯ |
ALCON-COUVREUR |
113,4 |
+17 |
14 |
3 |
ВИЗИН |
PFIZER |
112,8 |
новые продукты |
14 |
4 |
ОФТАГЕЛЬ |
SANTEN OY |
103,1 |
+17 |
13 |
5 |
СИСТЕЙН УЛЬТРА |
ALCON-COUVREUR |
63,4 |
новый продукт |
8 |
6 |
ХИЛО-КОМОД |
SOLCO BASEL AG |
60,9 |
+48 |
8 |
7 |
ОФТОЛИК |
PROMED EXPORTS PVT LTD |
53,3 |
+42 |
7 |
8 |
ОКСИАЛ |
SANTEN OY |
30,1 |
+32 |
4 |
9 |
ВИДИСИК |
Разные производители |
27,2 |
–8 |
3 |
10 |
INNOXA |
PHARMYGIENE SCAT |
17,4 |
10% |
2 |
Данные розничного аудита DSM Group
В рейтинге по упаковкам лидирует уже упомянутый бренд Слеза Натуральная фирмы Alcon-Couvreur (24% объема в упаковках). Лидер рублевого рейтинга Систейн в ТОР-10 по объему в упаковках занимает лишь третью строчку с долей продаж 20%. На втором месте рейтинга – Офтагель фирмы Santen OY (табл. 2).
Табл. 2 ТОР-10 брендов средств от сухости глаз по натуральному объему за период с марта 2011 г. по февраль 2012 г.
Рейтинг, |
Бренд |
Фирма-производитель |
Объем продаж, |
Прирост, |
Доля бренда |
1 |
СЛЕЗА НАТУРАЛЬНАЯ |
ALCON-COUVREUR |
813,5 |
+8 |
20 |
2 |
ОФТАГЕЛЬ |
SANTEN OY |
710,0 |
+8 |
18 |
3 |
СИСТЕЙН |
ALCON-COUVREUR |
602,7 |
–11 |
15 |
4 |
ВИЗИН |
PFIZER |
449,5 |
новые продукты |
11 |
5 |
ОФТОЛИК |
PROMED EXPORTS PVT LTD |
356,5 |
+24 |
9 |
6 |
СИСТЕЙН УЛЬТРА |
ALCON-COUVREUR |
217,1 |
новый продукт |
5 |
7 |
ВИДИСИК |
Разные производители |
208,6 |
–10 |
5 |
8 |
ДЕФИСЛЁЗ |
СИНТЕЗ АКО ОАО |
178,6 |
+42 |
4 |
9 |
ХИЛО-КОМОД |
SOLCO BASEL AG |
161,5 |
+43 |
4 |
10 |
ОКСИАЛ |
SANTEN OY |
91,78 |
+31 |
2 |
Данные розничного аудита DSM Group
В целом рынок препаратов от сухости глаз за рассмотренный период составил 787,6 млн руб. в стоимостном объеме и 4 млн упаковок – в натуральном. Рынок сильно вырос по сравнению с 2010–2011 гг. – на 46% в руб. и на 28% – в упаковках. Таким ростом он обязан двум брендам – Систейну Ультра и Визину, выпустившим на рынок новые препараты. Остальные участники рынка также показывают хороший рост, и в силу широкого распространения персональных компьютеров и контактных линз рынок и дальше будет показывать хороший рост, оставаясь желанной площадкой для вывода новых продуктов.
[1] Здесь и далее имеется в виду прирост к периоду с марта 2010 г. по февраль 2011 г.