Ноотропные препараты улучшают мозговую деятельность, память и повышают способность к обучению. Мы рассмотрим ноотропные лекарственные средства (препараты фармгруппы «Ноотропные средства» и АТС-группы «N06B– Психостимуляторы и ноотропы», а также БАД, обладающие ноотропным эффектом (группа N01 – «БАД, влияющие на мозговую деятельность»). Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с января по август 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2011 г.
Первая группа (ноотропные ЛС) насчитывает за рассмотренный период 58 брендов, в которую входят 190 полных наименований. Выделенный сегмент за период с января по август 2012 г. составляет 6,6 млрд руб., которые в натуральном выражении насчитывают 52,6 млн упаковок. Сегмент растет в стоимостном выражении (+10,7% к аналогичному периоду 2011 г.) и почти не меняется в натуральном (+0,1%).
В табл. 1 – ТОР-10 брендов ноотропных ЛС по объему в руб. На первом месте – Церебролизин, занимающий 11% доли от продаж. Остальные ненамного отстают от ТОР-лидера – Кавинтон (GedeonRichter) и Кортексин (Герофарм ООО) занимают второе и третье места рейтинга соответственно.
Первый по количеству проданных упаковок – Глицин, являющийся самым известным ноотропом. Его доля от продаж сегмента в упаковках – 38,2%. На втором месте натурального рейтинга – Пирацетам (8,8%); на третьем – Кавинтон (6,6%).
Табл. 1 ТОР-10 ноотропных ЛС за период с января по август 2012 г.
Рейтинг, руб. |
Бренд | Фирма- производитель |
Объем, млн руб. |
Прирост к |
Доля продаж сегмента, % руб |
1 | ЦЕРЕБРОЛИЗИН | EVER NEURO PHARMA GMBH |
726,5 |
–6,3 | 11,0 |
2 | КАВИНТОН | GEDEON RICHTER |
645,0 |
3,4 |
9,8 |
3 | КОРТЕКСИН | ГЕРОФАРМ ООО |
620,6 |
24,6 |
9,4 |
4 | ТАНАКАН |
BEAUFOUR IPSEN |
554,4 |
19,7 |
8,4 |
5 | ГЛИАТИЛИН | ITALFARMACO S.P.A. |
458,7 |
19,6 |
6,9 |
6 | ГЛИЦИН |
Разные производители |
436,3 |
–7,2 | 6,6 |
7 | ФЕНОТРОПИЛ |
ВАЛЕНТА |
404,4 |
10,3 | 6,1 |