Угревая сыпь, или по-другому акне – одно из самых распространенных заболеваний кожи. Оно представляет собой хроническое воспалительное заболевание сальных желез, развивающееся на фоне избыточного выделения кожного сала и изменения его химических свойств.
В данном обзоре рассмотрим рынок местных средств от угревой сыпи: отдельно выделим лекарственные препараты (АТС-группа D10А – «Препараты для местного лечения угревой сыпи») и косметические средства (группа косметики А14 – «Жирная, проблемная кожа, акне, юношеские угри»). Все данные представлены в ценах оптовой аптечной закупки за период с января по апрель 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2011 г.
Рынок местных ЛС от акне не слишком обширен – за рассматриваемый период в него входят 26 брендов (51 полное ТН). Стоимостный объем рынка – 563,4 млн руб., натуральный – 2,5 млн упаковок.
Почти треть продаж в рублях выделенного сегмента (30%) занимает лидер – бренд Зинерит компании AstellasPharmaInc (Табл. 1). За ним следуют Скинорен (21% продаж в руб.) и Базирон (16%). В рейтинге по упаковкам лидирует мазь Ихтиол (23% продаж в упаковках). Зинерит в этом рейтинге на второй строчке с долей натурального объема рынка 17%.
В целом за рассмотренный период рынок лекарственных средств от акне вырос на 14% в рублях и на 8% в упаковках.
Табл. 1. ТОР-10 брендов местных ЛС от угревой сыпи за период с января по апрель 2012 г.
Рейтинг, |
Бренд |
Фирма- |
Объем, |
Прирост к |
Доля от |
1 |
ЗИНЕРИТ |
ASTELLAS PHARMA INC |
167,6 |
7 |
30 |
2 |
СКИНОРЕН |
ИНТЕНДИС GMBH |
120,1 |
29 |
21 |
3 |
БАЗИРОН |
GALDERMA S.A. |
92,0 |
6 |
16 |
4 |
КУРИОЗИН |
GEDEON RICHTER |
26,1 |
–7 |
5 |
5 |
ДИФФЕРИН |
GALDERMA S.A. |
25,3 |
–7 |
4 |
6 |
КЛЕНЗИТ-С |
GLENMARK |
20,6 |
24 |
4 |
7 |
ЭПЛАН |
ОБЕРОН ЗАО |
16,0 |
10 |
3 |
8 |
КЛИНДОВИТ |
АКРИХИН ХФК ОАО |
12,8 |
697 |
2 |
9 |
МЕТРОГИЛ |
UNIQUE PHARMACEUTICAL |
12,4 |
10 |
2 |
10 |
ИХТИОЛ |
Разные производители |
10,6 |
–15 |
2 |
Данные розничного аудита DSM Group
Косметических препаратов от угревой сыпи для местного применения значительно больше, чем лекарств, – за первые четыре месяца 2012 г. в этой группе насчитывается 107 брендов, в которые входят 591 полное наименование. Однако, несмотря на это, объем этого рынка меньше только что рассмотренного: стоимостный рынок составляет 421,6 млн руб., натуральный – 2,5 млн упаковок.
Лидер средств косметики от акне – селективный бренд Vichy, выпускающийся одноименной лабораторией. Его доля от продаж сегмента в рублях – 20% (Табл. 2). Вторую и третью строчки занимают также бренды класса люкс – LaRoche-Posay(17% доли продаж в руб.) и Bioderma (9%). Однако стоит отметить, что в тройке лидеров они находятся за счет высокой цены: в аналогичном рейтинге по натуральному объему совсем другая ситуация – на первой строчке стоит бренд Michel(24% продаж в упаковках); второе место занимает Clearasil (11%). Замыкает рейтинг в упаковках бренд Пропеллер с 10% продаж в упаковках.
Весь рынок косметических средств от акне падает: на 6% в руб. и на 7% в упаковках.
Табл. 2. ТОР-10 брендов косметических средств от угревой сыпи за период с января по апрель 2012 г.
Рейтинг, |
Бренд |
Фирма- |
Объем, |
Прирост |
Доля от |
1 |
VICHY |
VICHY LABORATORIES |
84,0 |
–26 |
20 |
2 |
LA ROCHE-POSAY |
LA ROCHE-POSAY |
72,7 |
22 |
17 |
3 |
BIODERMA |
BIODERMA LABORATORIES |
39,9 |
7 |
9 |
4 |
CLEARASIL |
BOOTS HEALTHCARE |
35,1 |
–8 |
8 |
5 |
AVENE |
PIERRE FABRE |
27,6 |
15 |
7 |
6 |
MICHEL |
SM MICHEL |
25,6 |
20 |
6 |
7 |
CLEAN&CLEAR |
JOHNSON & JOHNSON |
19,9 |
–12 |
5 |
8 |
ПРОПЕЛЛЕР |
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ |
18,3 |
–6 |
4 |
9 |
URIAGE |
BIORGA-URIAGE |
17,7 |
9 |
4 |
10 |
EXFOLIAC |
ЛАБОРАТОРИИ МЕРК |
14,7 |
–9 |
3 |
Данные розничного аудита DSM Group
Подводя итог обзору, можно отметить, что, несмотря на большую разницу в широте ассортимента косметики от угревой сыпи и лекарственных препаратов от угрей, количество проданных упаковок за рассматриваемый период почти равное. Однако сегмент ЛС против акне растет, в то время как объемы продаж косметических препаратов от угрей снижаются. Акне – одно из самых распространенных кожных заболеваний, поэтому от этого рынка можно ожидать дальнейшего роста с преобладанием в стоимостном объеме сегмента лекарственных препаратов над косметическими средствами.