Заболевания суставов имеют тенденцию обостряться в весенний период – из-за наступающего тепла и повышенной влажности суставы начинают болеть, хрустеть и отекать. Средства системного действия, представленные в аптеках, имеют множество побочных эффектов, поэтому для облегчения болей в суставах и мышцах опорно-двигательного аппарата предпочтительней использовать наружные средства, которые и являются темой сегодняшнего обзора.
В обзоре будут рассмотрены лекарственные средства АТС-группы «M02 – Препараты для местного лечения опорно-двигательного аппарата», а также средства лечебной косметики (также местные), применяющиеся против боли в суставах и мышцах. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010–2011 гг.
Рынок наружных лекарственных средств довольно обширен – за рассматриваемый период он насчитывает 70 брендов (106 полных наименований). Лидер выделенной группы – Фастум компании A.Menarini: его доля продаж в руб. – 15% (табл. 1). За лидером следуют Кетонал и Вольтарен с долями рынка соответственно 12 и 11%. В рейтинге продаж в упаковках Фастум занимает лишь четвертое место. На первых строчках рейтинга по упаковкам, благодаря своей невысокой цене, стоят Перцовый пластырь (17%) и Муравьиный спирт (13%).
Табл. 1 ТОР-10 брендов наружных ЛС, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, по объему в руб. за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г.
Рейтинг |
Бренд |
Фирма- |
Объем продаж, |
|
Доля бренда |
1 |
ФАСТУМ |
A.MENARINI |
857 |
3 |
15 |
2 |
КЕТОНАЛ |
LEK D.D. |
665 |
38 |
12 |
3 |
ВОЛЬТАРЕН |
NOVARTIS |
604 |
27 |
11 |
4 |
БЫСТРУМГЕЛЬ |
АКРИХИН ХФК ОАО |
337 |
15 |
6 |
5 |
ФИНАЛГОН |
BOEHRINGER |
307 |
27 |
5 |
6 |
ПЕРЦОВЫЙ ПЛАСТЫРЬ |
Разные производители |
244 |
14 |
4 |
7 |
НУРОФЕН |
RECKITT BENCKISER |
223 |
18 |
4 |
8 |
КАПСИКАМ |
GRINDEX |
215 |
18 |
4 |
9 |
ВИПРОСАЛ |
Разные производители |
195 |
14 |
3 |
10 |
ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА |
DANANG CENTRAL |
192 |
–25 |
3 |
Данные розничного аудита DSM Group
В целом объем рынка наружных лекарственных средств за рассматриваемый период составил 5,6 млрд в руб. и 1,4 млрд руб. в упаковках. По сравнению с аналогичным периодом 2010–2011 гг. рынок вырос на 11% в стоимостном выражении и на 8% – в номинальном.
Рынок средств лечебной косметики против боли в суставах и мышцах еще более обширен – он содержит 123 бренда (234 полных наименования). На первой строчке рублевого рейтинга стоит Артро-Актив фирмы «Диод» ОАО. Его доля продаж в рублях – 12% (табл. 2). Кроме него в тройке лидеров два бренда фирмы «Королевфарм» – Софья и Бальзам В. Дикуля (соответственно 10 и 9% объема продаж в руб.). В рейтинге по упаковкам Артро-Актив также лидер – его доля 11%. Особо стоит отметить бренд Жабий Камень фирмы «Фитосила», который сильно вырос по сравнению с прошлым периодом – прирост составил 52%.
Табл. 2 ТОР-10 брендов средств лечебной косметики, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, по объему в руб. за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г.
Рейтинг |
Бренд |
Фирма- |
Объем продаж, |
Прирост, |
Доля бренда |
1 |
АРТРО-АКТИВ |
ДИОД ОАО |
168 |
29 |
12 |
2 |
СОФЬЯ |
КОРОЛЕВФАРМ OOO |
143 |
–12 |
10 |
3 |
БАЛЬЗАМ В. ДИКУЛЯ |
КОРОЛЕВФАРМ OOO |
131 |
–2 |
9 |
4 |
ЖИВОКОСТ |
Разные производители |
114 |
4 |
8 |
5 |
ЗОЛОТОЙ УС |
Разные производители |
96 |
9 |
7 |
6 |
СУСТАВИТ |
Разные производители |
73 |
–9 |
5 |
7 |
ЖАБИЙ КАМЕНЬ |
ФИТОСИЛА ООО |
62 |
52 |
4 |
8 |
САБЕЛЬНИК |
Разные производители |
56 |
1 |
4 |
9 |
СКИПАР |
Разные производители |
51 |
11 |
4 |
10 |
АРТРОЦИН |
РИА ПАНДА |
49 |
24 |
3 |
Данные розничного аудита DSM Group
Объем рынка лечебной косметики против боли в суставах и мышцах за рассматриваемый период составил 1,4 млрд руб. и 20 млн упаковок. Как и рынок лекарственных средств, рынок лечебной косметики растет – на 7% в рублях и на 8% в упаковках.
Подводя итог, можно сказать, что наружные средства для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата всегда будут пользоваться спросом. Ни в лекарственных средствах, ни в лечебной косметике этой группы нет ярко выраженного лидера, который забирал бы на себя больший объем продаж. Рынок благоприятен для многочисленных конкурентов, поэтому растет и в стоимостном, и в натуральном выражении.
[1] Здесь и далее имеется в виду прирост к периоду с февраля 2010 г. по январь 2011 г.