Никоретте, Микролакс, Тизин
17.01.2025 03:43
18+

Аптечные продажи наружных ЛС для лечения суставов

Заболевания суставов имеют тенденцию обостряться в весенний период – из-за наступающего тепла и повышенной влажности суставы начинают болеть, хрустеть и отекать. Средства системного действия, представленные в аптеках, имеют множество побочных эффектов, поэтому для облегчения болей в суставах и мышцах опорно-двигательного аппарата предпочтительней использовать наружные средства, которые и являются темой сегодняшнего обзора.

В обзоре будут рассмотрены лекарственные средства АТС-группы «M02 – Препараты для местного лечения опорно-двигательного аппарата», а также средства лечебной косметики (также местные), применяющиеся против боли в суставах и мышцах. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2010–2011 гг.

Рынок наружных лекарственных средств довольно обширен – за рассматриваемый период он насчитывает 70 брендов (106 полных наименований). Лидер выделенной группы – Фастум компании A.Menarini: его доля продаж в руб. – 15% (табл. 1). За лидером следуют Кетонал и Вольтарен с долями рынка соответственно 12 и 11%. В рейтинге продаж в упаковках Фастум занимает лишь четвертое место. На первых строчках рейтинга по упаковкам, благодаря своей невысокой цене, стоят Перцовый пластырь (17%) и Муравьиный спирт (13%).

Табл. 1 ТОР-10 брендов наружных ЛС, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, по объему в руб. за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г.

Рейтинг
в руб.

Бренд

Фирма-
производитель

Объем продаж,
млн руб.


Прирост[1],
%

Доля бренда
от продаж
в сегменте,
руб, %

1

ФАСТУМ

A.MENARINI

857

3

15

2

КЕТОНАЛ

LEK D.D.

665

38

12

3

ВОЛЬТАРЕН

NOVARTIS

604

27

11

4

БЫСТРУМГЕЛЬ

АКРИХИН ХФК ОАО

337

15

6

5

ФИНАЛГОН

BOEHRINGER
INGELHEIM

307

27

5

6

ПЕРЦОВЫЙ ПЛАСТЫРЬ

Разные производители

244

14

4

7

НУРОФЕН

RECKITT BENCKISER

223

18

4

8

КАПСИКАМ

GRINDEX

215

18

4

9

ВИПРОСАЛ

Разные производители

195

14

3

10

ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА

DANANG CENTRAL
PHARMACEUTICAL
COMPANY №5

192

–25

3


Данные розничного аудита
DSM Group

В целом объем рынка наружных лекарственных средств за рассматриваемый период составил 5,6 млрд в руб. и 1,4 млрд руб. в упаковках. По сравнению с аналогичным периодом 2010–2011 гг. рынок вырос на 11% в стоимостном выражении и на 8% – в номинальном.

Рынок средств лечебной косметики против боли в суставах и мышцах еще более обширен – он содержит 123 бренда (234 полных наименования). На первой строчке рублевого рейтинга стоит Артро-Актив фирмы «Диод» ОАО. Его доля продаж в рублях – 12% (табл. 2). Кроме него в тройке лидеров два бренда фирмы «Королевфарм» – Софья и Бальзам В. Дикуля (соответственно 10 и 9% объема продаж в руб.). В рейтинге по упаковкам Артро-Актив также лидер – его доля 11%. Особо стоит отметить бренд Жабий Камень фирмы «Фитосила», который сильно вырос по сравнению с прошлым периодом – прирост составил 52%.

Табл. 2 ТОР-10 брендов средств лечебной косметики, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, по объему в руб. за период с февраля 2011 г. по январь 2012 г.

Рейтинг
в руб.

Бренд

Фирма-
производитель

Объем продаж,
млн руб.

Прирост,
%

Доля бренда
от продаж
в сегменте,
руб, %

1

АРТРО-АКТИВ

ДИОД ОАО

168

29

12

2

СОФЬЯ

КОРОЛЕВФАРМ OOO

143

–12

10

3

БАЛЬЗАМ В. ДИКУЛЯ

КОРОЛЕВФАРМ OOO

131

–2

9

4

ЖИВОКОСТ

Разные производители

114

4

8

5

ЗОЛОТОЙ УС

Разные производители

96

9

7

6

СУСТАВИТ

Разные производители

73

–9

5

7

ЖАБИЙ КАМЕНЬ

ФИТОСИЛА ООО

62

52

4

8

САБЕЛЬНИК

Разные производители

56

1

4

9

СКИПАР

Разные производители

51

11

4

10

АРТРОЦИН

РИА ПАНДА

49

24

3

Данные розничного аудита DSM Group

Объем рынка лечебной косметики против боли в суставах и мышцах за рассматриваемый период составил 1,4 млрд руб. и 20 млн упаковок. Как и рынок лекарственных средств, рынок лечебной косметики растет – на 7% в рублях и на 8% в упаковках.

Подводя итог, можно сказать, что наружные средства для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата всегда будут пользоваться спросом. Ни в лекарственных средствах, ни в лечебной косметике этой группы нет ярко выраженного лидера, который забирал бы на себя больший объем продаж. Рынок благоприятен для многочисленных конкурентов, поэтому растет и в стоимостном, и в натуральном выражении.


[1] Здесь и далее имеется в виду  прирост к периоду с февраля 2010 г. по январь 2011 г.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"