Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
22.10.2024 17:37
18+

Аптечные продажи ЛС — гепатопротекторов

Печень — жизненно важный орган тела человека. Функции печени разнообразны. В ней синтезируется желчь, необходимая для нормального усвоения жиров и жирорастворимых витаминов, депонируется кровь и необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества (гликоген, витамины и др.). Важнейшей функцией печени является очистка крови от токсичных и ядовитых веществ, которые могут поступать извне, либо образовываться в процессе метаболизма. Таким образом, роль печени в организме велика и поддержание ее в здоровом состоянии чрезвычайно важно.

Разработаны специальные средства, способные защищать клетки печени (гепатоциты) от различных заболеваний и повреждений – гепатопротекторы. В настоящее время доказано, что гепатопротекторными свойствами обладают эссенциальные фосфолипиды, некоторые аминокислоты, витамины и антиоксиданты, а также ряд продуктов растительного происхождения (на основе расторопши пятнистой, солянки холмовой и др.).

В данном обзоре рассмотрен российский рынок гепатопротекторов, включающий как лекарственные средства (в основном из АТС-группы A05 – «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей»), так и биологически активные добавки – БАД (в основном из группы A04 – «БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря»). Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с февраля 2012 г. по январь 2013 г. (МАТ ‘12–13) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ ‘11–12).

Рынок гепатопротекторов достаточно обширен и включает 156 брендов (375 полных наименований), среди которых абсолютное большинство относится к БАД – 104 бренда (251 полное наименование). Общая емкость рынка гепатопротекторов за рассматриваемый период составила 12,6 млрд руб. (+12,1% к аналогичному предыдущему периоду) и 39,4 млн в упаковках (+2,9%).

Рассмотрим рынок лекарств – гепатопротекторов (табл. 1). Объем продаж лекарственных препаратов выделенного сегмента за указанный период (МАТ ‘12–13) составил 11,9 млрд в стоимостном (+12,9%) и 30,3 млн в натуральном выражении (+4,3%). Бесспорным лидером продаж на рынке является самый известный бренд на основе эссенциальных фосфолипидов – Эссенциале компании Sanofi-Aventis. Бренд сохраняет хороший отрыв от всех других конкурентов с долей среди лекарств 32,1% и не планирует сдавать свои позиции: прирост продаж по сравнению с предыдущим аналогичным периодом составил +5,1%. На второй строчке рейтинга расположился препарат Гептрал (Abbott GmbH & Co.KG) с долей 16,2%. Третье место занял бренд на основе урсодезоксихолевой кислоты – Урсосан фирмы PRO.MED.CS Praha a.s. (доля 8,6%). Другой препарат аналогичного состава – Урсофальк (Dr. Falk Pharma GmbH) отметился максимальным приростом продаж среди ТОР-10 лекарств (+29,6%).

дсм313_2

Величина рынка БАД – гепатопротекторов (табл. 2) за указанный период составила 748,1 млн руб. (прирост +1,6%), а в натуральном выражении – 9,1 млн упаковок (–1,6%). Первое и второе места в рейтинге среди БАД принадлежат препаратам компании ЗАО ЭваларОвесол и Гепатрин с долями продаж 43,7% и 24,4% соответственно. На третьей строчке рейтинга – бренд Расторопша, выпускаемый разными производителями. Максимальный прирост продаж отмечен для линейки БАД на основе расторопши Здравушка, выпускаемый ООО «Фармакологическое Объединение им. Пастера» (+45,6%), максимальное падение продаж (–40,3%) – для бренда Времена года (ООО «Фармакор Продакшн»).

дсм313_4

Подводя итог, отметим, что рынок гепатопротекторов характеризуется положительной динамикой прироста. При этом, несмотря на то, что среди всех наименований средств преобладают БАД, ситуация на рынке лекарств-гепатопротекторов складывается более успешно: на него приходится наибольший объем продаж в деньгах и в упаковках. Для БАД, несмотря на численное преимущество, отмечено падение спроса в упаковках. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что фармацевтические компании рассматривают рынок гепатопротекторов как привлекательный для вывода новых продуктов и в большинстве случаев выбирают более легкий путь регистрации препарата как БАД, при этом попадая в условия достаточно жесткой конкуренции.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"