Период проведения анализа – январь–май 2011 г. В весенне-летний период у людей, страдающих сверхчувствительностью иммунной системы организма к различным веществам, т.е. аллергией, пыльца растений вызывает поллиноз. Проявлением этого заболевания являются зуд, чихание, слезотечение, покраснение век, отечность и пр. Симптомы повторяются обычно в одно и то же время на протяжении нескольких лет. Если не проводить лечение поллиноза, то с каждым сезоном заболевание будет протекать более тяжело. Устранить проявления поллиноза можно нейтрализацией аллергенов, иммунотерапией (прививками) и медицинскими препаратами.
В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим российский аптечный рынок лекарственных средств, пользующихся спросом для подавления аллергического воспаления и снижения симптомов поллиноза (далее по тексту – ЛП Группы).
За первые пять месяцев 2011 г. через российские аптеки было реализовано более 89 млн упаковок ЛП Группы на общую сумму 3,7 млрд руб. (+3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Однако в натуральном выражении объем продаж снизился на 3,1%. Таким образом, можно отметить рост средней стоимости упаковки. Все данные даны в ценах оптовой аптечной закупки.
На таблетки от аллергии приходится 60% стоимостного и 24% натурального объема продаж ЛП группы. Этот сегмент растет на 0,4% по сравнению с прошлым годом, но при этом в упаковках падает на 6%. В среднем упаковка таблеток от аллергии стоит 105 руб. (+ 6,7% к 2010 г.).
Наружные средства показывают рост в рублях на 8,6%, а в упаковках – падение на 2%. Условная упаковка в этом сегменте обойдется в 22 руб. (+ 11% к прошлому году).
Табл. 1 ТОР-10 общероссийских коммерческих продаж ЛП Группы (средства для наружного применения) с января по май 2011 г.
№ |
Бренд |
Доля от продаж |
Место в рейтинге за аналогичный период 2010 г |
Прирост к аналогичному периоду 2010 г, % |
1 |
НАЗИВИН |
19,5 |
1 |
6 |
2 |
ВИБРОЦИЛ |
19,5 |
2 |
39 |
3 |
НАФТИЗИН |
11,7 |
3 |
–1 |
4 |
КСИЛЕН |
11 |
4 |
12 |
5 |
ГАЛАЗОЛИН |
6,8 |
5 |
3 |
6 |
КСИМЕЛИН |
5 |
6 |
206 |
7 |
РИНОСТОП |
4,2 |
7 |
39 |
8 |
ФЛИКСОНАЗЕ |
3,9 |
8 |
–27 |
9 |
САНОРИН |
3 |
9 |
–40 |
10 |
ТАФЕН |
2,7 |
10 |
–13 |
Табл. 2 ТОР-10 общероссийских коммерческих продаж ЛП Группы (таблетки) с января по май 2011 г.
№ |
Бренд |
Доля от продаж сегмента, % |
Место в рейтинге за аналогичный период 2010 г |
Прирост к аналогичному периоду 2010 г, % |
1 |
СУПРАСТИН |
16,6 |
1 |
2 |
2 |
ЭРИУС |
12,6 |
2 |
–9 |
3 |
ЗИРТЕК |
11,7 |
4 |
9 |
4 |
КЛАРИТИН |
11,5 |
3 |
–9 |
5 |
ЦЕТРИН |
7,9 |
7 |
18 |
6 |
ДИАЗОЛИН |
7,8 |
5 |
–1 |
7 |
ТАВЕГИЛ |
7 |
6 |
1 |
8 |
ФЕНИСТИЛ |
5,7 |
8 |
19 |
9 |
КЕСТИН |
3,2 |
10 |
6 |
10 |
КСИЗАЛ |
3,1 |
9 |
–8 |