В холодное время года вследствие ослабленного иммунитета организм более подвержен влиянию вирусов и болезнетворных микробов, которые могут вызвать острые респираторные инфекции. Кроме того, ОРВИ способствуют обострению хронических заболеваний.
Также на фоне ОРВИ часто обостряется весьма распространенное и неприятное заболевание – герпес. Он появляется обычно на лице – на губах или на носу и доставляет массу неприятных ощущений.
В настоящей статье мы рассмотрим рынок препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ за период с января по октябрь 2011 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2010 г.) и отдельно выделим антигерпетические средства за тот же период. Все данные будут представлены в ценах оптовой аптечной закупки.
На настоящий момент рынок противовирусных препаратов для лечения гриппа и ОРВИ содержит 12 брендов и 17 торговых наименований (табл. 1). Объем рынка в стоимостном выражении составляет 6,7 млрд руб.; в натуральном – 33 млн упаковок.
Первое место давно и прочно занимает Арбидол – он бесспорный лидер по доле рынка и в рублях, и в упаковках – на него приходится 60% от всех продаж противовирусных препаратов. Его продажи по сравнению с прошлым годом упали на 10% в упаковках, но выросли на 10% в рублях.
Следом за лидером следует Амиксин, но его доля всего 10%. Недалеко от него ушел Кагоцел – его доля 9,4%, однако по сравнению с прошлым годом его объем продаж вырос в 4 раза. Тем же примечателен Ингавирин – он вырос в три раза. В целом же рынок противовирусных средств для лечения и профилактики ОРВИ растет на 36% в стоимостном выражении и на 12,3% – в натуральном.
Рынок антигерпетических средств не так многочислен – всего 7 брендов и 16 торговых наименований (табл. 2). За рассматриваемый период величина сегмента – 1 млрд руб. и объем в натуральном выражении – 14,3 млн упаковок.
Лидер среди антигерпетических средств за 10 мес. 2011 г. – Ацикловир, занимающий 38% объема сегмента в стоимостном выражении и 74% – в натуральном. За ним идут Зовиракс (20% от продаж сегмента) и Панавир (19,2%).
В целом объем рынка антигерпетических средств по сравнению с прошлым годом падает по объему в руб. (–6,1%) и растет в упаковках (+10,5%).
Подводя итог, можно сказать, что в целом сейчас благоприятное время для рассматриваемого рынка. Рост рынка будет продолжаться еще по крайней мере 3 холодных месяца, пока не потеплеет.