Печень — жизненно важный орган тела человека. Функции печени разнообразны. В ней синтезируется желчь, необходимая для нормального усвоения жиров и жирорастворимых витаминов, депонируется кровь и необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества (гликоген, витамины и др.). Важнейшей функцией печени является очистка крови от токсичных и ядовитых веществ, которые могут поступать извне, либо образовываться в процессе метаболизма. Таким образом, роль печени в организме велика и поддержание ее в здоровом состоянии чрезвычайно важно.
Разработаны специальные средства, способные защищать клетки печени (гепатоциты) от различных заболеваний и повреждений – гепатопротекторы. В настоящее время доказано, что гепатопротекторными свойствами обладают эссенциальные фосфолипиды, некоторые аминокислоты, витамины и антиоксиданты, а также ряд продуктов растительного происхождения (на основе расторопши пятнистой, солянки холмовой и др.).
В данном обзоре рассмотрен российский рынок гепатопротекторов, включающий как лекарственные средства (в основном из АТС-группы A05 – «Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей»), так и биологически активные добавки – БАД (в основном из группы A04 – «БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря»). Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с февраля 2012 г. по январь 2013 г. (МАТ ‘12–13) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ ‘11–12).
Рынок гепатопротекторов достаточно обширен и включает 156 брендов (375 полных наименований), среди которых абсолютное большинство относится к БАД – 104 бренда (251 полное наименование). Общая емкость рынка гепатопротекторов за рассматриваемый период составила 12,6 млрд руб. (+12,1% к аналогичному предыдущему периоду) и 39,4 млн в упаковках (+2,9%).
Рассмотрим рынок лекарств – гепатопротекторов (табл. 1). Объем продаж лекарственных препаратов выделенного сегмента за указанный период (МАТ ‘12–13) составил 11,9 млрд в стоимостном (+12,9%) и 30,3 млн в натуральном выражении (+4,3%). Бесспорным лидером продаж на рынке является самый известный бренд на основе эссенциальных фосфолипидов – Эссенциале компании Sanofi-Aventis. Бренд сохраняет хороший отрыв от всех других конкурентов с долей среди лекарств 32,1% и не планирует сдавать свои позиции: прирост продаж по сравнению с предыдущим аналогичным периодом составил +5,1%. На второй строчке рейтинга расположился препарат Гептрал (Abbott GmbH & Co.KG) с долей 16,2%. Третье место занял бренд на основе урсодезоксихолевой кислоты – Урсосан фирмы PRO.MED.CS Praha a.s. (доля 8,6%). Другой препарат аналогичного состава – Урсофальк (Dr. Falk Pharma GmbH) отметился максимальным приростом продаж среди ТОР-10 лекарств (+29,6%).
Величина рынка БАД – гепатопротекторов (табл. 2) за указанный период составила 748,1 млн руб. (прирост +1,6%), а в натуральном выражении – 9,1 млн упаковок (–1,6%). Первое и второе места в рейтинге среди БАД принадлежат препаратам компании ЗАО Эвалар – Овесол и Гепатрин с долями продаж 43,7% и 24,4% соответственно. На третьей строчке рейтинга – бренд Расторопша, выпускаемый разными производителями. Максимальный прирост продаж отмечен для линейки БАД на основе расторопши Здравушка, выпускаемый ООО «Фармакологическое Объединение им. Пастера» (+45,6%), максимальное падение продаж (–40,3%) – для бренда Времена года (ООО «Фармакор Продакшн»).
Подводя итог, отметим, что рынок гепатопротекторов характеризуется положительной динамикой прироста. При этом, несмотря на то, что среди всех наименований средств преобладают БАД, ситуация на рынке лекарств-гепатопротекторов складывается более успешно: на него приходится наибольший объем продаж в деньгах и в упаковках. Для БАД, несмотря на численное преимущество, отмечено падение спроса в упаковках. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что фармацевтические компании рассматривают рынок гепатопротекторов как привлекательный для вывода новых продуктов и в большинстве случаев выбирают более легкий путь регистрации препарата как БАД, при этом попадая в условия достаточно жесткой конкуренции.