Ч.1 Гепатопротекторы (от лат. hepar — печень и protecto — защищать) — собирательное название лекарственных препаратов, положительно влияющих на функцию печени.
К этой группе относят препараты, способные «защищать» клетки паренхимы печени (гепатоциты) от каких–либо повреждений. Эффективность большинства гепатопротекторов не подтверждена клиническими испытаниями.
Единой классификации препаратов группы гепатопротекторов не существует. Наиболее часто их классифицируют в зависимости от происхождения и, соответственно, химического состава:
В настоящем обзоре рассмотрен аптечный ассортимент гепатопротекторных ЛС. Российский рынок данных препаратов включает на сегодняшний день 46 брендов или 114 полных торговых наименований. Все объемы приведены в ценах оптовой аптечной закупки за период с декабря 2013 г. по ноябрь 2014 г. (МАТ‘13–14) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (МАТ‘12–13).
Стоимостный объем рынка за рассматриваемый период (МАТ‘13–14) составил 43,2 млрд руб. (+12,63%), а натуральный — 95,7 млн упаковок (0,51%).
Рассмотрим рейтинг брендов ЛС, применяемых для лечения заболеваний печени — табл. 1. Первую строчку с долей 39% занимает бренд Эссенциале (Sanofi-Aventis). На втором месте (доля 16,7%) Гептрал (Abbott GmbH & CO.KG). Замыкает тройку лидеров Урсосан (PRO.MED.CS Praha a.s.) с долей продаж в сегменте (10,2%). Максимальный прирост продаж среди ТОР–10 продемонстрировал бренд Гептор ("Верофарм" ОАО) (+37,62%).
Лидирующую строчку в рейтинге брендов по натуральному объему (табл. 2) занимает Эссенциале, выпускаемый Sanofi-Aventis (30,2%). На втором месте расположился бренд Карсил, его доля в сегменте составила 18,0% (Sopharma AD). Далее за ним следует бренд Эссливер Форте (Nabros Pharma Pvt Ltd), доля продаж которого за рассматриваемый период составила 12,0%.
В заключение необходимо отметить, что за рассмотренный период рынок гепатопротекторов характеризуется положительной динамикой в стоимостном выражении (+12,63%). На ТОP–10 брендов по объему в руб. приходится 94,3%, а по объему в упаковках — 92,1% от сегмента группы.