Российская ассоциация фармацевтического маркетинга (РАФМ) на свой круглый стол "Мировые и локальные тенденции маркетинга: нетрадиционные подходы в системе продвижения товаров и услуг" впервые в своей истории пригласила к участию признанных экспертов рынка в других областях.
В частности, Андрея Рукавишникова, главу компании EBITDA Marketing, который рассказал о трендах и принципах agile–маркетинга.
— Классический маркетинг — это обычно годовые циклы планирования маркетинговых программ. Планируем, делаем, предъявляем, сверяем и вносим коррективы. И так год за годом. Но, к сожалению, время не стоит на месте, и сейчас потребительское сообщество живет совершенно другой жизнью. Недостаточно уже раз в год планировать кампанию. Сегодня существуют тысячи каналов коммуникаций, и есть возможность получить обратную связь, которая корректирует то, что мы делаем. Раньше управление маркетингом осуществлялось маркетинг– и бренд–менеджерами, теперь потребители управляют нами и нашими брендами. Обратные связи по сути уже владеют современным маркетингом.
Среди американских директоров по маркетингу был проведен опрос. Главный вопрос, который задавался, звучал так: "До какой степени вы согласны или не согласны с утверждением, что скорость изменения технологий в маркетинге будет ускоряться?".
52% респондентов ответили, что очень сильно согласны с этим утверждением, 48% просто согласны. Скорость технологических изменений растет. Мы не успеваем, мы бежим за пользователем.
Рынок категорически изменился по сравнению с тем, каким он был даже 2 года назад. Огромное количество точек контактов появилось: что вы слушаете, что смотрите. Огромное количество источников влияет на потребителя: социальные сети, радио, телевидение, музыка, блоги, форумы, вебинары, мобайл и емейл–маркетинг, новые социальные услуги и многое другое. И с каждым мы должны определиться, нужен ли он для нашего бизнеса и можем ли мы с его помощью управлять коммуникациями с нашими потребителями. Маркетинг становится все более сложным и запутанным. И те классические традиционные подходы, которые существовали десятилетиями, не всегда подходят к современной реальности.
Как же нам адаптировать маркетинг к более сложной среде, когда мы понимаем, что эволюционные изменения идут быстрее? Когда мы живем в такой среде, в которой на каждого москвича приходится 3 тыс. рекламных сообщений в день, когда у каждого в голове роится несколько сотен брендов? Стандартный подход работает все хуже.
Что делать? Один из вариантов — agile–маркетинг. Что это такое и зачем он нужен? Слово agile можно перевести с английского языка как "гибкий, адаптивный".
Это придумали программисты. Раньше программы можно было писать годами, а теперь цикл разработки сильно сократился. Программисты стали придумывать методы, которые позволяли бы производить программный продукт как можно быстрее. И если в процессе разработки условия задачи менялись, чтобы можно было гибко менять сам процесс разработки и получать на выходе то, что нужно, а не устаревший продукт. Маркетологи тоже осознали, что трудно жить в старой парадигме, планируя на длительные сроки. Поэтому за основу они взяли метод из agile и стали применять его в маркетинге.
Был создан так называемый манифест agile–маркетинг.
Аналитика вместо мнений и условностей. Agile–маркетинг — это непрерывное исследование клиента, внедрение нужных изменений и измерение результатов.
Ваша компания будет выигрывать и отличаться от конкурентов при условии, что вы будете гораздо более гибкими, быстрее реагировать на изменения потребительского мнения. Раньше маркетинговые планы защищались раз в год, теперь раз в месяц или даже чаще.
Гибкость и простота — основа agile–маркетинга. Если ваш рынок стабилен и предсказуем, то можно раз в год план делать. Если же ситуация меняется часто, тогда agile–маркетинг — это ваш метод. Если есть куча проблем, но нет стандартного решения, а нужно быстро вывести продукт на рынок, то agile–маркетинг вам в помощь.
Когда можно разбить работу на модули, agile–маркетинг тоже подходит.
Agile–маркетинг — это балансировка стратегического направления и тактического, когда вы можете постоянно изменять условия и детали поставленной задачи.