Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 03:45
18+

Адаптация к новым условиям и требованиям

Пандемия коронавируса повлияла на все аспекты деятельности медицинских организаций, в т.ч. и на юридический. Были приняты новые нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования, полномочий сотрудников, трудовых отношений и мн. др.

В преддверии Петербургского международного форума здоровья — 2020 состоялся вебинар "Медицинская организация после пандемии: уроки восстановления и развития. Правовые аспекты".

Что нужно делать медицинским работникам и организациям при распространении коронавирусной инфекции, стало известно уже 24 января 2020 г., когда вышло постановление Главного санитарного врача РФ. Документ предписывал обеспечить готовность медорганизаций к приему инфицированных больных, проводить работу по информированию населения, создать запас противовирусных препаратов, дезинфекционных средств и СИЗ, усилить санитарно–карантинный контроль в пунктах пропуска через госграницу, проводить углубленные молекулярно-генетические и вирусологические исследования биоматериала от больных с подозрением на новую инфекцию и др.

Вторым значимым документом стало постановление Правительства РФ от 31.01.20 №66 "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих". К таким опасным заболеваниям, как ВИЧ, сибирская язва, туберкулез, гепатиты В и С, малярия и др., добавилась новая коронавирусная инфекция (COVID–19).

В марте в самом начале пандемии медицинским организациям пришлось быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям. Важными для деятельности медицинских организаций стали следующие нормативные акты:

  • приказ Минздрава от 19.03.20 №198н "О временном порядке организации работы мед. организаций в целях организации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции";
  • постановление Главного государственного санитарного врача от 22.05.20 №15 "Об утверждении санитарно–эпидемиологических правил";
  • постановление Правительства РФ от 02.07.20 №973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих", касающееся в основном оказания плановой помощи пациентам.

По словам Романа Преснякова, магистра права, члена правления Ассоциации медицинского права Санкт–Петербурга, юриста городской больницы им. С.С. Мнухина, в условиях массового перепрофилирования медицинских организаций для оказания помощи больным с коронавирусом особое значение приобрели локальные нормативные акты.

ПресняковР

Локальный нормативный акт — это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством. При этом такие нормы не могут противоречить закону. Локальные акты регулируют, например, обучение новым методам терапии, обеспеченность СИЗАми, забор анализов у персонала на COVID–19 и пр., т.е. в рамках внутренних приказов были прописаны действия медорганизации в период сложной эпидемиологической ситуации.

Как пояснил юрист, во время пандемии медицинские работники столкнулись с проблемами, которые касались их трудовых прав. Так, в перепрофилированных отделениях руководство утверждало временное расписание и осуществляло перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений, заключаемых в соответствии в Трудовым кодексом РФ.

"По факту каждый сотрудник может согласиться или не согласиться с новыми условиями работы", — сказал Роман Пресняков. Но были случаи, когда сотрудникам, отказавшимся от перехода в другое подразделение, приходилось, например, брать отпуск за свой счет. Юрист уверен, что проблемы с трудовыми правами работников будут продолжаться и в случае второй волны пандемии. Принятие же локальных нормативных актов поможет адекватно организовать работу медицинской организации.

Где есть обязанности, есть и наказание за их невыполнение. Екатерина Чеснокова, магистр права, доцент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ, рассказала об изменениях и дополнениях, внесенных в ст. 236 Уголовного кодекса РФ в части нарушений санитарно–эпидемиологических правил.

ЧесноковаЕ

Если раньше уголовно наказуемым было нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое по неосторожности повлекло массовые заболевания, то теперь к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, в результате деяний которого была создана угроза наступления таких последствий, как массовые заболевания. Более жесткая ответственность предусмотрена в случае, если при нарушении санитарно-эпидемиологических правил наступила смерть человека (также в эту статью добавлена новая часть об ответственности за нарушение правил, повлекшем смерть двух и более лиц). "Верховный суд разъяснил, что при решении судом, имеют ли место массовые заболевания и возможно ли привлечение по данной статье к ответственности, важно оценить не только количество заболевших, но и тяжесть заболевания. Для оценки суд вправе привлекать специалистов Роспотребнадзора", — пояснила Чеснокова. Она добавила, что уголовная ответственность должна наступать только в случае реальной угрозы.

Изменения затронули также Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (ред. от 31.07.20) , а именно статью 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения". Так, если нарушение санитарно-эпидемиологических правил было совершено в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, либо во время карантина (ограничительных мер), административная ответственность предполагает высокие штрафы. А если нарушение повлекло причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, то влекут наложение административного штрафа.

Уголовный кодекс РФ также дополнен новыми статьями:

  •  207.1 "Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан";
  •  207.2 "Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия".

За фейковые новости теперь грозит уголовная ответственность. Верховный суд разъяснил, что сложившаяся ситуация с коронавирусной инфекцией относится к обстоятельствам, которые представляют угрозу жизни и безопасности граждан. Юрист пояснила, что ответственность по данной статье возникает в случае, если информация публичная и заведомо ложная, но распространяется под видом достоверных сообщений. Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (письменная или устная речь, с использованием технических средств).

"Если наступают последствия в виде вреда здоровью человека (первая часть статьи), повлекшие смерть человека (вторая часть), чтобы привлечь к ответственности, надо доказать умышленность действия. Человеку, распространяющему недостоверную информацию (в т.ч. делающему репосты), должно быть изначально известно, что она недостоверна", — пояснила юрист.

После внесения изменений в законодательство прошло еще мало времени, судебной практики по уголовным делам пока нет. Проанализировать подобные дела можно будет позже.

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024