Никоретте, Микролакс
22.04.2024 12:44
18+


А.П. Филиппов: наше завтра — это то, что мы делаем сегодня

А.П. Филиппов: наше завтра — это то, что мы делаем сегодня фото

С начала третьего тысячелетия национальный фармрынок пережил целую серию трансформаций, и неудивительно, что дискуссии о возможных переменах в структуре аптечного сегмента не стихают и сегодня. Ведь каждый хотел бы знать ответ на вопрос: каким может стать будущее аптеки — как ближайшее, так и более отдаленное?

Своей точкой зрения на факторы, с наибольшей вероятностью способные повлиять на завтрашний день отрасли и на те основные принципы фармации, которые остаются неизменными в любую эпоху,делится генеральный директор аптечной сети "Ригла", председатель Координационного совета РААС Александр Филиппов.

Александр Павлович, какие особенности современной структуры аптечного сегмента Вы хотели бы отметить в первую очередь?

Рентабельность работы в фармрознице очень низка, а иногда падает и до отрицательных значений. Поэтому аптечные организации уходят в "малые форматы" — они вынуждены экономить на аренде и иных издержках, которые можно оптимизировать. Сейчас часто можно встретить небольшую аптеку с общей площадью от пятидесяти до шестидесяти квадратных метров и закрытой формой выкладки. Так легче хранить лекарственный и нелекарственный ассортимент, так проще работать фармацевту.

Открываются и более просторные аптеки. Но их, к сожалению, немного, особенно в регионах. Некоторые из наших конкурентов, как и мы сами, достаточно активно работают с открытой выкладкой и крупными масштабами аптечных помещений, однако в целом преобладает именно тенденция к "малоформатности".

На прошедшем аптечном саммите Вы отметили высокий риск превращения аптеки в "пункт выдачи заказов" — из–за исчезновения профессий фармацевта и провизора. Как считаете, что нужно для того, чтобы сохранить данные профессии?

Для начала нам всем необходим конкретный ответ на простой, казалось бы, вопрос: что такое аптека? Это учреждение здравоохранения или магазин?

Сегодня, согласно классификатору ОКВЭД, мы считаемся не медучреждением, а предприятием торговли. И при этом нам не дают расширять нелекарственный ассортимент, аргументируя это именно тем, что аптека не должна превращаться в торговую точку. Так скажите все-таки, кто мы — предприятия торговли или здравоохранения?

И второй момент: надо возвращать наработанное веками уважение и к фармотрасли в общей оценке, и конкретно к фармацевту, провизору. Ведь в последнее время аптеку часто представляют сборищем корыстных людей, которые только и делают, что наживаются на человеческом горе. Но ведь это абсолютно не так! В действительности все наоборот…

Вспомним хотя бы 2020-й год, когда наши фармацевты и провизоры рисковали собой, выходя на работу в аптеку каждый день, общаясь с больными людьми, помогая им, даже если болели сами. И почти ни одна аптека – от Калининграда до Владивостока — в разгар пандемии не закрывалась.

И медицинские, и фармацевтические работники тогда проявили настоящий героизм. Об этом надо рассказывать, несмотря на то, что со временем острота тех событий немного притупилась. Про подвиг врачей, фельдшеров, медсестер мы говорим постоянно. И говорим им "спасибо". А вот про провизора и фармацевта забываем…

К сожалению, с телеэкранов не прозвучали слова благодарности в адрес аптечных специалистов. Кажется, это не самое главное, но именно из формируемых в обществе представлений о профессии и рождается ее будущее. Как и из тех объективных фактов, которые существуют сегодня.

Будут ли дети мечтать учиться на провизора, если он получает мизерную зарплату, порой меньше, чем курьер или грузчик? Насколько мне известно, в 2023 году конкурс на фармфакультеты оказался крайне низким. Это четко говорит о сегодняшнем престиже аптечных профессий и степени рисков для их будущего.

Ведь главное в аптеке — именно человек, специалист. И, на мой взгляд, важнейшим достижением в работе любой аптечной организации (независимо от ее масштаба и формата) является ее команда.

Да, в любую эпоху аптека — это неотъемлемая часть здравоохранения (как бы оно ни называлось)… Но вернемся к вопросу о расширении нелекарственного аптечного ассортимента. Как это может изменить к лучшему?

В нынешних условиях нелекарственный ассортимент — основа для выживания аптеки. Если рассматривать отпуск лекарственных препаратов с точки зрения экономики, его рентабельность в основном будет близкой к нулю, а иногда и отрицательным значениям («минусовые» розничные наценки на препараты перечня ЖНВЛП не являются редкостью). А поскольку, согласно классификатору ОКВЭД, фармация выведена за рамки здравоохранения, аптечная организация может обеспечить рентабельность только за собственный счет, благодаря реализации другой, нелекарственной продукции.

Вход в аптеку Ригла

Именно продажи парафармацевтики помогают поддерживать приемлемые значения доходности аптеки. Товары данной категории характеризуются высокой маржинальностью и позволяют сохранять существующие цены на медикаменты. Ведь розничная стоимость лекарств зачастую ограничивается даже не нормативными актами, а той конкуренцией, которая существует на фармрынке.

Поэтому мы и просим законодательную власть рассмотреть возможность расширения нелекарственного ассортимента. Сегодня аптеки этот ассортимент теряют: часть наименований ушла на маркетплейсы, еще часть — в продовольственные магазины.

Почему, собственно, продуктовому супермаркету можно продавать аптечную продукцию рядом со своими товарами, а аптека не вправе отпустить даже батарейки к тонометру или простую (не минеральную) питьевую воду? Почему аптека не может предложить покупателю диетическое питание? Что в этом плохого? И, наконец, почему в аптечной организации нельзя приобрести продукты для ребенка, больного диабетом?

Попробуйте найти в магазине печенье с низким содержанием сахара… Это редкость, ведь для продуктового супермаркета подобные товарные категории малоинтересны. А вот в аптеке такой ассортимент был бы не только рентабелен, но и уместен.

Сегодня активно обсуждается вопрос о дополнительных функциях аптеки. Насколько они целесообразны и развивает ли это направление Ваша аптечная сеть?

Особого акцента на какие-либо дополнительные услуги мы не делаем. Конечно, мы занимаемся выдачей интернет-заказов (лекарств и парафармацевтики), но главное все–таки — консультирование и отпуск.

Правильная консультация специалиста — вот что действительно необходимо. И уже более чем достаточно. Потребность пациента в профессиональных рекомендациях, касающихся восстановления и укрепления здоровья, есть всегда.

Да, конечно, Гугл, Яндекс и прочие подобные инструменты отвечают на массу вопросов. Но чем больше человек находит информации в интернете, тем больше вопросов у него возникает к фармацевту или провизору. Такую закономерность подтверждает и ежедневная практика наших аптек.

17 ноября у возглавляемой Вами аптечной сети — день рождения, ей исполняется двадцать два года. Как возникла идея создания "Риглы"?

В определенный момент в рамках Группы "ПРОТЕК" родилось понимание о необходимости создания и развития собственной аптечной розницы, собственного гарантированного канала сбыта. Помимо того, в 2001 году у нас уже действовало производство лекарств. Формирование третьего, итогового звена в цепи лекарственного обращения представлялось логическим продолжением развития.

Торговый зал

Сегодня такой подход называется модным термином "экосистема", но тогда мы этого слова не знали. Поставили себе задачу построить лучшую аптечную сеть в нашей стране — не только по количеству точек, но и по качеству.

Первый параметр, конечно, измерить проще всего: сегодня у нас четыре тысячи аптек, работающих в пятидесяти шести регионах. Но географический охват сам по себе все же не определяет качества фармдеятельности (да и доля нашего присутствия варьируется в зависимости от субъектов и даже городов и поселков — на карте России много мест, где нас еще нет).

А вот качество аптечной розницы — это на первом месте. Мы смогли стать авторитетными партнерами для фармдистрибуции и производства и надежными работодателями для своих сотрудников. Плюс достигли еще одной важной цели — сформировали замечательную команду специалистов.

Как появилось само название аптечной сети — "Ригла"?

История достаточно проста: "Ригла" — часть слова "приглашение". В дальнейшем к этому бренду присоединились другие — "Будь Здоров!", "Здравсити"… Что касается аптек "Живика", то они представляют собой наше автономное подразделение со штаб-квартирой в Екатеринбурге и самостоятельно управляют деятельностью и собственным брендом.

Чем помогает такой мультиформатный подход?

Мы считаем многоформатность одним из факторов успешной работы в аптечном сегменте, что подтверждается и на практике. Ведь у каждого из наших брендов — собственный образ, собственная философия.

"Ригла" — это красивая аптека для красоты и здоровья. Приходя сюда, вы видите открытую форму выкладки и разнообразный ассортимент лечебной косметики. Открытая выкладка — это, конечно же, не наше изобретение. Первыми в нашей стране ее реализовали "Аптеки 36,6". Такой способ организации пространства достаточно комфортен для посетителя, парафармацевтика представлена в лучшем своем виде и, к тому же, есть возможность протестировать понравившийся нелекарственный ассортимент. А это вполне согласуется с концепцией "Риглы" — "больше, чем аптека", место, где человек сможет найти все, чтобы чувствовать себя красивым и здоровым.

"Будь Здоров!" — удобная и уже не очень большая «домашняя» аптека. Ее главная задача — в том, чтобы по дороге домой можно было приобрести все необходимые лекарства одновременно.

"Здравсити" — это аптека с "безграничной полкой", офлайн, переходящий в онлайн. Мы развиваем одноименный интернет–сервис и надеемся, что такой формат (пока единственный в своем роде) окажется успешным и в будущем.

Что можете сказать об основных перспективах направления онлайн–реализации лекарственных препаратов?

Мы только начинаем двигаться в данном направлении… Конечно, с каждым годом объемы работы с различными интернет–платформами растут. Особенно широко распространено бронирование. Данный формат очень удобен, он дает человеку возможность забрать лекарство в нужное время.

Фармконсультирование

На мой взгляд, главное в развитии фармацевтического онлайна — то, что на смену сегодняшнему покупателю приходит новое поколение, которое, я бы сказал, рождается с компьютером и телефоном. Интернет — их жизненное пространство, они чувствуют себя там как рыба в воде. Меняется время, меняются поколения, меняется потребитель, а мы только следуем за ним, стараясь его понять.

Как подходите к формированию аптечного ассортимента в целом?

Точно так же — следуем за потребителем. В наших аптеках представлено то, что ему необходимо. В основе базовый лекарственный ассортимент, который включает в себя определенное число МНН, чаще всего назначаемых врачом различным группам пациентов. По каждому такому международному наименованию аптека должна предложить препараты широкого стоимостного диапазона. Любой человек должен иметь возможность приобрести качественный препарат, будь то инновационное средство или дженерик, по той цене, которую позволяет его кошелек.

Что можете сказать о проблеме дефектуры?

Увы, она была, есть и будет. Нет ни одной аптеки, где все в ассортименте. Достичь наличия всех существующих наименований в одном, даже самом крупном аптечном помещении, нереально.

А вот отсутствующие в рознице препараты, которые нельзя заменить в рамках МНН, — это, скорее всего, исключение из общих тенденций. Почти у всей сегодняшней дефектуры есть аналоги. Поэтому наш посетитель без лекарств не останется.

В сотрудничестве с рядом компаний "Ригла" ведет программу лекарственного страхования. Расскажите подробнее о ней.

В этом направлении мы работаем уже более десяти лет — с 2009 года. К обслуживанию по программе "Добровольное лекарственное страхование" подключено около 418 тыс. человек. Участники программы лекарственного страхования — это, как правило, работники предприятий, включивших в соцпакет для своих сотрудников компенсацию затрат на фармакотерапию. Довольно часто речь идет о лекарствах, применяемых в лечении профессиональных заболеваний. Обслуживание застрахованных производится по 40 страховым программам, которые различаются между собой наполнением перечня лекарственных средств.

Вы нашли себя также в деятельности одного из основных отраслевых объединений. Какие задачи решает сейчас Российская ассоциация аптечных сетей и почему они важны?

Сегодня РААС объединяет свыше семидесяти процентов коммерческого аптечного рынка, и особенно значительно число участников ассоциации выросло в нынешнем году. Поскольку аптечные организации могут быть не только частными, но и государственными, мы открываем секцию государственных аптечных сетей. У них есть своя проблематика, которая требует помощи профессиональных сообществ.

Диалог с регулятором – важнейшая составляющая работы фармацевтических объединений. Будучи организациями некоммерческими, они сосредоточены на решении именно отраслевых, профессиональных вопросов. А таких вопросов очень много.

Хотел бы рассказать об одной из ближайших задач РААС. 24 ноября запланирован первый съезд ассоциации, в числе участников которого также представители законодательной и исполнительной власти. Надеюсь, что мероприятие будет интересным, полезным и послужит дальнейшему диалогу между регуляторными органами и профессиональным фармацевтическим сообществом.

В завершение нашего интервью хотела бы задать такой вопрос: как пришли в фармацию Вы сами? Что наиболее интересно для Вас в избранной профессии и какие моменты «на старте» оказались самыми сложными?

Как говорится, в фармотрасль занесла судьба… И именно здесь, в команде ГК "ПРОТЕК", я встретил многих замечательных людей. С тех пор уже почти три десятилетия моя жизнь связана с фармацией. Хотя, конечно, в большей степени выступаю как управленец.

У нас замечательная команда, которая представлена в различных регионах нашей страны, мы всей душой преданы нашему делу, и, наверное, та самоотдача, с которой трудятся люди и за первым столом, и в региональных офисах, и в офисах Москвы, определяет успех нашей компании. Неравнодушное отношение к делу — самое главное. Мы любим нашего покупателя, свою компанию, и результат получается взаимовыгодным.

Что касается сложных моментов, то любые будни по–своему просты и трудны одновременно. Важно всегда делать что–то полезное, шаг за шагом подниматься по лестнице успеха и понимать, что любой новый день принесет что–то новое. Бывает, что потом, оглянувшись назад, ты уже даже и не вспомнишь о том, как сложно преодолевались какие–то препятствия.

Надо смотреть вперед — в завтра, послезавтра, вглядываться в будущее и строить его. Потому что наше завтра — это то, что мы делаем сегодня.

Редакция газеты "Московские Аптеки" поздравляет аптечную сеть "Ригла" с днем рождения. Желаем всем сотрудникам счастья, крепкого здоровья, благополучия и новых успехов в деле развития фармации!

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"