Никоретте, Микролакс, Метрогил Дента
27.07.2024 06:39
18+

8 мифов об эпилепсии

В России эпилепсию зачастую воспринимают как психическое заболевание. А людей с этим недугом не считают полноправными членами общества. На самом деле, больным с эпилепсией при адекватной терапии можно учиться, работать, заводить семью и рожать детишек.

Мифы об эпилепсии сегодня развеивают профессора кафедры нервных болезней лечебного факультета Московского государственного медикостоматологического университета им. Евдокимова Павел Николаевич Власов, член Европейской академии эпилепсии, и Ирина Александровна Жидкова, врач–невролог высшей категории.

Власов_эпилепсияЖидкова_эпилепсия

МИФ 1. Эпилепсия — это просто припадки.

Неправда. Прежде всего, эпилепсия — это заболевание головного мозга. Характеризуется повторными спровоцированными и неспровоцированными либо рефлекторными эпилептическими приступами в результате разрядов нейронов коры головного мозга. Могут быть легкие кратковременные приступы на 1–2 секунды, при которых пациенты даже не догадываются о том, что у них эпилепсия. А бывают крайне тяжелые приступы — генерализованные, судорожные.

В основе болезни лежат патологические изменения в группе нейронов коры головного мозга. Они не могут удерживать разряд и постоянно разряжаются, периодически вовлекая в этот процесс весь мозг или часть его. Виноват врожденный либо приобретенный дефицит мембраны нейрона или дисбаланс возбуждающих и тормозных нейромедиаторов. Звучит это объяснение сложно. Чтобы упростить понимание, представьте себе, что вы сидите в комнате, освещенной лампами. Неожиданно происходит короткое замыкание. Резкий скачок напряжения — и потом отключается свет. Примерно такую же ситуацию для мозга представляет собой эпилептический приступ.

МИФ 2. Заболевание "эпилепсия" встречается редко.

Неправда. Официальные цифры такие: в мире страдает эпилепсией около 50 млн человек. Но на самом деле показатель в 1,5 раза выше — 75–80 млн. В России точных цифр нет, потому что, во–первых, заболевание не везде и не всегда диагностируют, а, во–вторых, некоторые больные вообще не обращаются в государственные медицинские учреждения, они не хотят, чтобы кто-то знал об их проблеме.

Частота встречаемости недуга — у 0,5–1% населения. Если произвести несложные подсчеты, то получается, что в России страдает эпилепсией около 1,35 млн человек. Из них на учете стоит незначительная часть. Вести пациентов должен специалист, который разбирается в проблеме. Это, прежде всего, невролог. Родителям с больным ребенком можно обратиться к педиатру с неврологическим образованием. Если появились какие–то осложнения со стороны нервно–психической сферы, нужна консультация у психиатра.

МИФ 3. Диагноcтировать эпилепсию трудно.

Неправда. Сегодня в крупных городах России диагностические возможности ничем не отличаются от принятых в цивилизованных странах и позволяют поставить точный диагноз. Пациентам доступны клиническое обследование, электроэнцефалографические современные методики (в т.ч. видео–ЭЭГ мониторинг, когда параллельно регистрируется ЭЭГ и на видео записывается, какие проявления во время приступа случаются с пациентом) и магнитно–резонансное томографическое исследование (МРТ). Если же это фармакорезистентная форма эпилепсии или же болезнь трудно поддается терапии, приходится проводить дополнительные обследования.

Но прежде всего врач задаст вопросы, которые позволяют заподозрить заболевание.

  • Когда случились первые приступы?
  • Чем они были спровоцированы?
  • Сколько часов человек спал в день приступа?
  • Перед этим случались вздрагивания? Наблюдалось ли отключение на секунды в таких ситуациях?

Очень помогает диагностике домашнее видео. Cам приступ родственники могут записать на камеру смартфона. Врачу лучше один раз увидеть столь говорящие симптомы, нежели 100 раз услышать о них.

МИФ 4. Человек, больной эпилепсией, не может полноценно работать, заводить семью.

Неправда. 75% больных эпилепсией могут выполнять обычную работу, учиться, иметь семью. Просто при определенных формах эпилепсии важно регулярно принимать лекарства, высыпаться и не употреблять алкогольные напитки, потому что самые мощные провокаторы эпилептической активности — это недосыпание и употребление алкоголя. Международная статистика такова: врачи эффективно помогают 70% пациентов — добиваются прекращения приступов благодаря противоэпилептической терапии.

МИФ 5. Если с эпилептиком случился приступ в транспорте, на улице, на работе, главное разжать сомкнутые челюсти человека, пытаясь засунуть в рот ему подручные предметы.

Это самая распространенная ошибка, которую делают окружающие, и при этом — из благих побуждений — выбивают зубы эпилептику. Если приступ случился — генерализованный судорожный (другие виды припадка окружающие могут и не заметить), следует уложить человека на землю, пол, можно свернуть одежду валиком и положить под голову. Главное — придерживать человека, чтобы он в судорогах не ударился затылком. Эпилептик может задохнуться рвотными массами, поэтому уложите его на бок.

МИФ 6. Эпилепсия передается по наследству от родителей. Да и продолжить род больным затруднительно — препарат лишает мужчину способности иметь детей, а женщина из–за приступов не может выносить плод.

Здесь, можно так сказать, несколько сгущены краски. Если отец страдает эпилепсией, а мать нет, уровень наследственной предрасположенности у ребенка составляет порядка 2,4%. Риск выше, если оба родителя страдают эпилепсией.

Что касается того, влияет ли противоэпилептический препарат на половую функцию, это достаточно сложная проблема. Препарат препарату рознь. Самые неблагоприятные — это лекарства первого поколения, которые обладают фермент-индуцирующими свойствами. Современные противоэпилептические препараты, как правило, этих побочных эффектов лишены, и мужчина может иметь наследника.

Риск передачи болезни ребенку от матери зависит от формы эпилепсии. Существуют генетические формы, и тогда процент предрасположенности у ребенка до 10%. При других формах эпилепсии шанс у женщины родить ребенка с эпилепсией всего 2–3%.

Основное правило — планирование беременности на фоне стойкой медикаментозной ремиссии под наблюдением невролога-эпилептолога. Исключение составляют женщины с тяжелым течением заболевания и с наличием психических расстройств. Им беременность противопоказана!

При правильной подготовке к беременности и при грамотном ведении ее у 90% женщин на свет появляются здоровые дети. Основные проблемы во время беременности — это риск развития судорожного приступа, который неблагоприятно влияет на здоровье матери и ребенка, и потенциально неблагоприятное влияние противоэпилептических препаратов на плод. Поэтому основная задача невролога-эпилептолога, который готовит женщину к вынашиванию беременности, — не допустить развития судорожных приступов на фоне беременности, при этом подобрать эффективные дозы противоэпилептических препаратов с минимальным тератогенным, т.е. влияющим на плод, действием.

Как только женщине впервые ставится диагноз "эпилепсия", врач должен обязательно расспросить ее о репродуктивных планах. В том случае, если она замужем и в ближайшее время планирует беременность, лечащий врач расскажет, почему он выбирает этот препарат, какие лекарства обладают низким тератогенным эффектом, какие средства нельзя принимать на протяжении 9 месяцев. Если беременность наступает на фоне стойкой медикаментозной ремиссии, т.е. при отсутствии приступов более одного года, в этом случае, как правило, вынашивание протекает благоприятно и роды происходят без осложнений. И, соответственно, женщина во время беременности проходит необходимые скрининги, находится под пристальным наблюдением как невролога–эпилептолога, так и акушера–гинеколога. Проводятся и плановые УЗИ. И если есть какие-то подозрения на пороки развития, назначаются более глубокие исследования, вплоть до МРТ плода. И беременность — в случае выявления серьезных проблем у плода — может быть прервана по медицинским показаниям.

Женщине следует рожать в роддоме при многопрофильной больнице. И если у нее не было приступов во время беременности, то, как правило, происходят естественные роды.

МИФ 6. 70% больных получают необходимый эффект от медикаментов, остальным 30% ничем нельзя помочь.

Неправда. В таких ситуациях помогает хирургическое лечение. К сожалению, 30% — так называемые фармакорезистентные или труднокурабельные случаи. Тогда проводится прехирургическое обследование. Оно включает в себя продолженный видео–ЭЭГ мониторинг для того, чтобы записать несколько приступов с регистрацией ЭЭГ и видео в этот момент. Если подтверждается диагноз, а клиническая картина указывает на вовлечение определенной зоны головного мозга, что подтверждается при помощи ЭЭГ–мониторинга и МРТ, дальше ставится вопрос: возможно ли удаление этой области либо необходима какая-то другая хирургическая операция для того, чтобы исключить влияние этого участка мозга.

МИФ 7. Препараты при эпилепсии трудно получить по полису ОМС. Лечение эпилептика — дорогое дело.

Неправда. Если человек с эпилепсией регистрируется по месту жительства — идет к районному неврологу и тот подтверждает диагноз, то больного берут под наблюдение. И он, соответственно, может получать бесплатно все антиэпилептические препараты, которые ему положены по льготному списку. Но часто работающие пациенты не спешат регистрироваться в государственных медицинских учреждениях, скрывают свою болезнь, не хотят, чтобы окружающие знали об их проблеме. Тогда они идут в коммерческие клиники, получают платное лечение там и сами покупают препараты за свои деньги. Такие пациенты обычно говорят: "Не хочу регистрировать свой диагноз. Поскольку я работаю, то могу сам покупать препарат". Это выбор и право самого пациента, но даже в коммерческой клинике врач должен предупредить пациента о том, что у него есть возможность получить лекарства бесплатно. Дополнительную информацию можно узнать и на сайте www.epilepsyinfo.ru

Информация предоставлена газетой "Московские аптеки"

Аптека 2024